Проект краевой адресной инвестиционной программы (КАИП) на 2019 год рассмотрели на заседании правительства Алтайского края 19 декабря. С учетом федеральных средств на строительство, реконструкцию и капремонт социальных объектов региона в будущем году планируется потратить 8,8 млрд рублей (из них 5,5 млрд рублей – краевые средства).
«42% или 3,7 млрд рублей мы планируем направить на объекты образования (в первую очередь, на детские сады и школы). Большой объем средств – без малого 2 млрд рублей – на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан. 21% или 1,2 млрд рублей - на объекты здравоохранения. Также деньги будут направлены на объекты физической культуры и спорта, культуры и других сфер. Всего мы планируем к реализации 228 проектов», - доложил министр экономического развития региона Павел Дитятев.
Меньше, но лучше
Губернатор попросил объяснить причины снижения показателей. «Сокращение идет по мелким объектам, по небольшим ремонтам. Мелкие ремонты не обязательно учитывать в адресной инвестиционной программе. Лучше сконцентрировать свое внимание на более крупных и значимых объектах», - сообщил министр.
Исходя из опыта 2018 года (из 5,9 млрд рублей удалось «освоить» 4,4 млрд), в Минфине региона предложили в приоритетном порядке финансировать объекты с высокой степенью готовности: 3,6 млрд рублей или 67% будет направлено на завершение и продолжение начатых строек; 1,2 млрд или 22% - на вновь начинаемые объекты; 11% или 591 млн рублей оставят в резерве.
«Резерв - это некая страховка на тот случай, если из федерального бюджета будет выделено дополнительные деньги. Мы сможем участвовать в программах софинансирования», - пояснил Павел Дитятев.
Школы и поликлиники
Содокладчиками министра финансов Алтайского края выступили министр образования и науки Максим Костенко, министр здравоохранения Дмитрий Попов и министр строительства и ЖКХ Иван Гилев. Именно на эти сферы предусмотрены самые большие расходы.
Так, в 2019 году в Алтайском крае планируется ввести в эксплуатацию десять детских садов и четыре школы.
Министр здравоохранения Дмитрий Попов доложил, что на федеральные средства в будущем году будет продолжена реконструкция противотуберкулезного диспансера. Также в крае появится 8 новых ФАПов, будет продолжено строительство поликлиники в с. Алтайское, начнется возведение врачебной амбулатории в с. Киприно, поликлиник в с. Ребриха и в с. Советское, взрослой поликлиники на 900 посещений в Индустриальном районе г. Барнаула, пристройки входной группы поликлиники горбольницы №3 г. Барнаула. Начнется разработка документации по реконструкции здания барнаульской поликлиники на пр. Калинина, которое является памятником архитектуры.
Подрядчиков - в «черный список»
Качество проектно-сметной документации, длительные сроки ее согласования, а также недобросовестность подрядчиков, с которыми приходится заключать госконтракты стали отдельной темой для обсуждения.
Из-за проволочек инвестиционная программа 2018 года была выполнена лишь на 76%. «Основные причины невыполнения программы связаны со сдвижкой сроков на подготовительных этапах: во время составления проектно-сметной документации, прохождения конкурсных работ, а также непосредственно при проведении строительных работ на объектах», - пояснил министр экономического развития Павел Дитятев.
По мнению министра строительства и ЖКХ Алтайского края Ивана Гилева, частично решить эту проблему может включение в инвестиционную программу только тех объектов, на которые уже готова проектно-сметная документация.
Губернатор Виктор Томенко высказался по поводу недобросовестных подрядчиков, которые нарушают сроки сдачи объектов: «Понятно, что мы стремимся быстрее освоить бюджетные средства, но мы должны быть жесткими, компетентными заказчиками. Если уж люди выходят на торги, то должны выполнять взятые на себя обязательства. Необходимо разрывать контракты с такими подрядчиками, наказывать их и вносить в «черный список»».
Глава региона посоветовал госзаказчикам сформировать такой список с помощью краевой антимонопольной службы.
Подводя итоги заседания, Виктор Томенко подчеркнул: «Проект программы нужно структурировать. Понимать, какие объекты мы заканчиваем, какие начинаем вновь. Сколько объектов капитального ремонта, сколько – капитального строительства. Объекты нужно структурировать по отраслям и по ним должен был состояться разговор. Как мы с этими деньгами обращаемся, как мы решение будем принимать – это то, что должно было прозвучать на заседании. Я не убежден, что всем в зале ясно, как эти деньги разделились. А мы с вами провозгласили принцип открытости и прозрачности».