aif.ru counter
703

Нож, «утюг» и «баблы». Ледовары – о профессии и качестве льда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. "АиФ-Алтай" 16/01/2019
Ледовары говорят, что их работа сложная, но она приносит людям радость.
Ледовары говорят, что их работа сложная, но она приносит людям радость. © / Виктор Крутов / АиФ

16 января отмечается Всемирный день ледовара. Редакция АиФ-Алтай познакомилась с представителями этой редкой профессии и выяснила, что такое ресурфейсер, и почему лед из прозрачной дистиллированной воды получается белым.

Школа наставничества

Сергей Горбатов. Фото: АиФ/ Анна Маковеева

Сергей Горбатов пришел на ледовую площадку барнаульского Дворца зрелищ и спорта 11 лет назад простым стажером: сдвигал ворота, убирал снег. Понемногу присматривался к ледовому комбайну, вникал в тонкости варки льда, пока его наконец-то не пустили за руль.

Сейчас Сергей работает в Ледовом дворце спорта «Динамо» им. Ю.П. Карандина, и у него уже есть свои ученики. Говорит, что за последний десяток лет технология заливки льда почти не изменилась.

«В специальную емкость в машине - заливается горячая вода. Машина едет и срезает неровности льда, снег специальным ножом. Сзади льется горячая вода, она топит лед, заливает все неровности. А специальное приспособление – «утюг» - разглаживает поверхность. Этот процесс и есть варка льда. Поэтому нас называют ледоварами», - говорит Сергей.

Размер стандартной ледовой площадки – 60 на 30 метров. Работая одновременно, две машины могут залить ее за 7-8 минут. Одному комбайну потребуется на пять минут больше.

Время застывания льда очень важно, потому что по регламенту перерыв между периодами в хоккейном матче всего 15 минут. Несмотря на то, что в крытом ледовом дворце поддерживается плюсовая температура воздуха, быстрое застывание льда обеспечивают специальные охладительные трубки, пронизывающие бетонное основание.

Ледовый комбайн обновляет покрытие площадки. Фото из архива Ледового дворца спорта им. Ю.П. Карандина.

Чистая вода – хорошее скольжение

Для заливки ледовой площадки используют чистую дистиллированную воду, которую специально закупают для этих целей. По словам специалистов, это повышает процент скольжения.

Белый цвет площадки, по которому операторы могут настраивать свои видеокамеры, получается благодаря специальному порошку, который добавляют на базовом этапе заливки. Если бы не было красителя, мы бы видели только серый бетон – технологическую плиту.

Цветная разметка наносится на базовый слой льда, а сверху заливается еще несколько слоев. Общая толщина льда достигает 4-5 см. Раз в год ледовое покрытие полностью растапливают: без «профилактики» сложно добиться идеального состояния покрытия.

Срезанный лед ссыпают в специальную емкость для плавки. Фото: АиФ/ Анна Маковеева

Подготовка ледовой площадки не обходится и без ручного туда. Заливочная машина не срезает несколько сантиметров у кромки борта, поэтому ледовар убирает неровности с помощью специальной подрезной машинки. Кстати, для того, чтобы быстро растопить весь срезаемый с площадки «снег» ледовары выгружают его в специальный резервуар, оборудованный нагревательными элементами. Рассказывают, что летом рыбаки устраивают настоящую охоту за этой срезкой, ведь ее можно использовать для хранения рыбы.

По словам Сергея Горбатова, ледовый комбайн выезжает на площадку каждый час. На одну заливку требуется около 800 литров воды.

«Когда катаются малыши, они сильно лед не портят, покрытие остается почти в первозданном состоянии. Если выходят команды постарше, у которых выше вес и торможение более резкое, работы гораздо больше, - говорит Сергей. - Для фигуристов нужен лед помягче, а для хоккея - более жесткий. Обычному человеку, не спортсмену, главное, чтобы лед был ровненький и гладенький».

В помещении – свои тонкости

Ученик Сергея Горбатова Александр Сбитнев считает, что самое сложное в работе ледовара – подготовить лед для кёрлинга.

«Мы начинаем готовить лед примерно за 40 минут до игры, - рассказывает Александр. -  Самое главное – сделать «баблы» (от англ. bubble – пузырь) – маленькие капельки на льду. Мы распыляем воду из специального оборудования, получаются маленькие шарики. Сила трения за счет этого становится меньше, и камень для кёрлинга, который весит 20 кг, катится дальше».

Керлинг
Керлинг. Фото: pixabay.com

Александр работает на ледовой площадке в одном из торговых центров Барнаула. Ему приходится довольно часто обновлять покрытие, особенно в выходные, когда на катке может одновременно находиться до 70 человек. Чтобы привести в порядок площадку для массового непрофессионального катания иногда достаточно просто срезать верхнюю часть льда и собрать снег. Специалисты считают, что пластик, который в последнее время стали применять в качестве покрытия на катках, не может сравниться с настоящим льдом. Синтетическое основание более простое в обслуживании, но оно никогда не сможет обеспечить такого же процента скольжения, какое гарантирует натуральный лед из чистой воды.

В торговом центре для заливки площадки используют ресурфейсер с электрическим двигателем, питающимся от аккумулятора. Эта машина не выделяет выхлопные газы и поэтому полностью безопасна при использовании в закрытом многолюдном помещении. На ледовой арене «Динамо» есть две ледозаливочные машины, которые можно заправлять бензином и газом. Один из комбайнов – экспериментальный образец алтайского производства, который в будущем планируют поставлять на другие спортивные объекты.

В Барнауле создали собственный экспериментальный образец ледового комбайна. Фото из архива Ледового дворца спорта им. Ю.П. Карандина.

В последнее время специалисты думают над тем, как сделать процесс заливки льда полностью автоматизированным, ведь машина передвигается по площадке по одной и той же траектории. Но это – очень далекая перспектива. Профессия ледовара будет жить еще не одно десятилетие.

Кстати

Обычный дворовый каток заливают вручную. Для этого используют шланг, на который надевается специальная направляющая – «волокуша». Через форсунки подается горячая вода, а ткань разглаживает лед. Перед этим каток обязательно очищают от ледяной крошки.

Справка

16 января все заливщики льда отмечают свой профессиональный праздник. Эта дата была выбрана не случайно – именно 16 января в 1901 году родился американский инженер Фрэнк Замбони, который изобрел ресурфейсер – ледовый комбайн для восстановления льда на катках.

В 40-х годах XX века братья Замбони открыли один из самых крупных катков в стране, одновременно на нем могло находиться до 800 катающихся. Ровный лед удалось создать благодаря проходящим подо льдом охлаждающим трубкам. На выравнивание льда вручную у трех-четырех человек уходило от полутора часов в день. В 1949 году Фрэнк изобрел машину, которая позволяла выравнивать, промывать и повторно заливать лед одному человеку всего за 10 минут. В 1953 году он получил патент на эту установку.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах