Плохое техническое состояние автобусов, переполненность транспорта и долгое ожидание на остановке – проблемы, с которыми сегодня сталкиваются жители Барнаула. Как планируется решать эти вопросы, рассказали представители городской администрации и перевозчики на брифинге, который состоялся 13 декабря на площадке Сибирской медиагруппы.
Почему на линии не хватает автобусов
Транспортная система города сегодня включает:
- 79 автобусных маршрутов, из низ 63 – постоянно действующие, 16 – садоводческие и сезонные.
- 44 автобусных маршрута работают по регулируемым тарифам (субсидируются из бюджета города и на них предусмотрены льготы для пассажиров, тарифы обязательно согласуются с мэрией). Еще 19 маршрутов работаю по нерегулируемым тарифам (могут сами назначать цену проезда, просто уведомляя об этом мэрию)
- На сегодня на линию ежедневно выходит около 580 транспортных единиц: 100 трамваем, 34-35 троллебусов, 110-115 автобусов большого класса, 80-90 – среднего класса и около 240 автобусов малой вместимости.
Как рассказал вице-мэр по дорожному хозяйству и транспорту города Антон Шеломенцев, сегодня недовыпуск автобусов составляет порядка 20%. При этом по законодательству на линии должно быть не менее 85% подвижного состава.
«Основная проблема – отсутствие квалифицированных кадров водителей. Согласно статистике ГИБДД, по отношению к 2020 году кратно сократилось количество выданных прав категории D. Если два года назад это цифра составляла порядка 90, на текущий год у нас выдано только 39 прав», - рассказал Антон Шеломенцев.
Число водителей автобусов сокращается за счет того, что опытные работники увольняются по выходу на пенсию либо уходят в логистические компании за более высокой зарплатой. При этом молодые неохотно идут в профессию.
Расторжение контрактов
Также в этом году с наступлением холодов были проблемы с транспортом из-за морозов. Топливная система выходила из строя и из-за этого часто автобусы сходили с линии.
При этом Шеломенцев подчеркнул, что не всегда проблема с маршрутами связана с простоем автобусов:
«Есть и маршруты, которые просто не справляются с существующим количеством пассажиров. Например, такая проблема у 47 маршрута. С точки зрения перевозчика он не проблемный, он выпускает на линию 100% единиц. Но на сегодня он не справляется с пассажиропотоком», – сказал он.
А к предприятиям, которые действительно не соблюдают график, мэрия может применять санкции.
«Из перевозящих компаний на рынке процентов 50% соблюдают расписание по маршрутам. В этом году было вынесено более 100 претензий и выписано свыше 40 штрафов предприятиям», - сказал Антон Шеломецев.
Если штрафы и санкции не помогают – контракт расторгается. Так, из-за срывов расписания осенью уже был расторгнут контракт с перевозчиком, обслуживающим маршрут №17. По той же причине власти решили расторгнуть контракт с компанией, обслуживающей маршрут №40 – предприятие выпускало на линию меньше половины транспорта от нужного количества.
Также в суд направлены материалы по компаниям, у которых под крылом маршруты №29 и №59.
«Так как эти перевозчики работают по свидетельству, а не по контракту (нерегулируемые маршруты – прим. ред), только суд принимает решение о расторжении данного свидетельства», – рассказал Валерий Ведяшкин, заместитель председателя комитета по транспорту и связи.
Антон Шеломенцев добавил, что основания для обращения в суд у мэрии есть, если на протяжении трех месяцев регулярность на маршруте составляет ниже 85%.
На новые автобусы нет денег?
В ходе брифинга генеральный директор ООО «Евробус-Плюс» Роман Арапов сделал раскладку, на что уходят деньги с прибыли от продажи билетов.
«По нашему предприятию доходы за ноябрь составили 34 млн рублей. Из них 23-25% заработная плата всех сотрудников, 30-33% - дизельное топливо, 35% - запасные части, ГСМ. Небольшой процент остается на прочие расходы – коммунальные платежи, аренду и т.д. По большому счету, прибыльность составила порядка 400 тысяч рублей. Как можно развиваться с такой прибылью? Поэтому мы всегда выступаем с предложением дофинансировать нашу отрасль, привлечь дополнительные денежные средства для импульса, развития, чтобы мы могли обновлять подвижной состав. Сейчас на это денег не остается», – заявил Арапов.
Как отметил глава Барнаула Вячеслав Франк, изначально в стоимости билета не заложено обновление транспорта. Чтобы закрыть некоторые дыры, в мэрии уже давно рассматривают идею создания муниципального автотранспортного предприятия. В следующем году на базе Горэлектротранса планируется реализовать эту задумку.
«Мы планируем закупить 18 автобусов, которые будут осуществлять перевозку. Посмотрим, как их распределить, какие маршруты подхватить. Приценяемся, ищем поставщика», – отметил Франк.
Ориентировочно, автобусы планируют приобрести в первом полугодии. Скорее всего, новый транспорт распределят по самым проблемным маршрутам.
Отметим, что с 1 января 2023 года стоимость проезда по регулируемым маршрутам в городе поднимется до 30 рублей.