Игрушки в дом попадают разными путями. Иногда их покупают родители, дарят бабушки, иногда дети сами просят купить игрушку, которая попадается им на глаза. Что-то обменивается со сверстниками, достаётся в наследство от родственников.
В барнаульской семье Кузнецовых исповедовали принцип – лучше игрушек меньше, но только качественных. Магазинов, которые торгуют таким товаром, в Барнауле оказалось немного. И все они удивляют высокими ценами – 4 тыс. рублей за конструктор, тысяча – за небольшую фигурку мультипликационного персонажа – не предел. Так, мягкая игрушка пони обошлась семье в 1,5 тыс. рублей.
От щенят до кубиков
На каком-то этапе оказалось, что существующие линейки фирменных игрушек не удовлетворяют запросы ребёнка – в наборах дорогих конструкторов не было пиратов, кораблей, не было персонажей нескольких мультсериалов. При этом игрушки нужных серий были в более дешёвом, но менее ка- чественном исполнении. В доме стали появляться сомнительные игрушки – конструкторы, которые не крепились, роботы, которые отказывались работать на не китайских батарейках. Кончилось тем, что сомнительные игрушки собрали в пакет и переправили в гараж. Случилось это после того, как бабушка принесла ребёнку набор персонажей мультсериала, который всю зиму пролежал на балконе – заносить в квартиру пахнущие таблицей Менделеева изделия родители так и не решились.
О том, что прилавки краевого центра заполнены контрафактным товаром, барнаульцы догадываются. В том числе игрушками. Они продаются час- то в хозтоварных магазинах, на входах в продуктовые отделы, на продуваемых ветрами складах с тусклыми лампочками. Вид некоторых популярных персонажей с таких торговых точек может испугать ребёнка. А на рынках города незаконнорождённые пони, щенки и свинки из мультфильмов лежат навалом без упаковок – чтобы выветрился резкий запах .
По оценкам правообладателей игрушечных брендов, в России до 80% «фирменных» товаров для детей – контрафактные. В лучшем случае – ввезённые в обход установленных правил. Либо поддельные, с неизвестным источником происхождения и низким качеством.
По информации Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, продажа товаров, предназначенных для детей, в том числе игрушек, не остаётся без внимания контролирующих органов. На территории Таможенного союза с 2012 года действует Технический регламент «О безопасности игрушек», который устанавливает требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей.
Недавно по обращению, поступившему от жительницы Барнаула, Роспотребнадзором было проведено административное расследование в отношении индивидуального предпринимателя, продававшего игрушки. В рамках расследования была проведена экспертиза образцов игрушек, которая установила, что исследуемые образцы не соответствуют требованиям Технического регламента по маркировке и показателям безопасности – запаху, токсичности, содержанию ацетона. В итоге на предпринимателя был наложен штраф в 30 тыс. рублей, а игрушки сняты с реализации.
Бренд не настоящий
Но подделывают не только игрушки. Львиную долю контрафакта составляет продукция лёгкой промышленности. В прошлом году Алтайской таможней выявлено и изъято из незаконного оборота 59 тыс. единиц контрафактной продукции. Это более чем в три раза превышает аналогичный показатель 2015 года (18,5 тыс. единиц). В основном выявлялись такие контрафактные товары, как одежда и обувь известных марок – «Адидас», «Найк», «Рибок», «Поло», «Армани», «Кельвин Кляйн», «Шанель», «Саламандер». А также игрушки серии «Щенячий патруль», порошок для стиральных машин, наушники, преобразователи частоты, автозапчасти. И конфеты – «Клубничка», «Зелёный кузнечик», «Барбарис». В результате таможенными органами совместно с МВД было возбуждено 48 дел об административных правонарушениях и два уголовных дела.
Впрочем, если с одеждой желание пиратов ввести потребителя в заблуждение очевидно, то с конфетами случилась другая история. По словам Сергея Беседина, начальника Алтайской таможни, местный производитель, отправляя 3 тонны конфет в Монголию, не предполагал, что товарные знаки на конфеты с таким названием уже зарегистрированы.
Сегодня много контрафактной продукции выявляется таможней в посылках из-за границы. Недавний случай – мужчина, отдыхая в США, отправил самому себе в Барнаул посылку фирменных запчастей к технике. Это вскрылось, и теперь только представительству правообладателя в Новосибирске решать, нанесёт ли ущерб фирме попавшая таким образом в Россию партия запчастей.
Еда, да не та
Ещё один большой пласт подделок, с которыми приходится сталкиваться жителям края – продукты питания. В прошлом году было несколько громких скандалов, связанных со спредами, которые в торговых сетях выдавались за натуральное сливочное масло. Только недавно банки со сгущённым молоком одного из известных производителей получили правдивые этикетки о наличии растительных жиров в молокосодержащем продукте.
Подделывают в крае и для края почти все продукты, исключая, вероятно, куриные яйца. Уже не первый год продолжается борьба алтайских пчеловодов с поддельным «алтайским» мёдом, продающимся как в крае, так и по всей России. Мёд – настолько сложный продукт, что доподлинно установить его состав и место происхождения раньше было сложно. Но сегодня, когда, по словам Ларисы МИШАГИНОЙ, заведующей отделом по организации лабораторной деятельности Центра гигиены и эпидемиологии Алтайского края, внедрены методы анализа мёда по пыльце, которые позволяют определить вид мёда, входящие в его состав травы, его безопасность, это сделать проще.
С каким бы видом подделок ни сталкивался житель края, ему следует проявлять осмотрительность. Обходить стороной то, что может испортить настроение или здоровье. И сообщать о замеченных отклонениях товаров от нормы в компетентные органы.
К слову
Как распознать поддельную игрушку
• Перед покупкой фирменной игрушки стоит зайти на сайт производителя и уточнить её артикул.
• Можно запросить сертификаты на игрушки – у официальных продавцов они есть.
• Упаковка контрафактного изделия, как правило, состоит из низкокачественного картона, который имеет либо очень тусклые, либо чрезмерно яркие цвета. Качество полиграфической печати оставляет желать лучшего.
• Чаще всего контрафакт- ные игрушки имеют цвет, не имеющий ничего общего с раскраской мультипликационных героев. В лучшем случае подделка окрашена в пару цветов, лишь приблизительно напоминающих оригинал. Лица персонажей часто выглядят отталкивающе и даже пугающе.
Мнение власти
Сергей БЕСЕДИН, начальник Алтайской таможни:
– Основный торговый партнёр Алтая – Китай – 33% от общего торгового оборота. А основная территория, с которой идёт завоз санкционных, контрабандных и контрафактных товаров – Казахстан.
В прошлом году во взаимодействии с погранотрядом и Россельхознадзором мобильными группами таможенного контро- ля выявлено 73 попытки ввоза запрещённых товаров, общим весом в 350 тонн. В основном задерживались такие санкционные товары как фрукты, овощи, мясо, сыр.
Обычно запрещённый товар маскируют – в край идёт очень много переупаковки. Сыр, к примеру, может быть итальянский, а его выдают за казахстанский. Но всё равно мы устанавливаем несоответствие.
Часто нарушения удаётся установить в ходе автоматической системы отслеживания рисков, действующих на таможне, – стоимостных, региональных, всероссийских. Например, заявляется к провозу партия обуви стоимостью 2,6 доллара за пару. Начинаем мониторить, где и когда такая обувь, с тем же артикулом, такими качественными характеристиками оформлялась. Узнаем, что во Владивостоке такая же обувь оформлялась не по 2,6, а по 5,5 доллара за пару. Это риск. И повод обратить особое внимание. Но, естественно, по каждый товарной партии мы физически не можем всё досконально проверить.
Мнение эксперта
Ольга БАРХАТОВА, заместитель начальника отдела надзора за гигиеной детей и подростков и гигиеной питания Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю:
– Если в ходе надзорных мероприятий по результатам лабораторной экспертизы выявляем несоответствие продукта по показателям качества либо безопасности – то к продавцу применяются меры административного воздействия. Составляется протокол, налагаются штрафы.
В прошлом году нами было выявлено 219 проб фальсифицированной продукции, из них 209 проб приходится на молочную продукцию, 5 проб – на мясную продукцию и 5 проб – на соковую продукцию. Если посмотреть по группам молочной продукции, что больше фальсифицируют, то 42% у нас приходится на сливочное масло, 30% – на сгущённое молоко, 10% – сыр, по 6% – мороженое, сметану и творог.