7 июля принято считать днем Ивана Купала, в свою очередь христиане в этот день празднуют Рождество Иоанна Предтечи. О том, как возник современный праздник, и какую роль в нем сыграл Иоанн Креститель, altai.aif.ru рассказал кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений ИИМО АлтГУ Сергей Усольцев.
Четыре праздника
Праздник Ивана Купала – это один из четырех праздников солнечного цикла у славян и других земледельческих народов. Когда в Римской Империи распространилось христианство, началось вытеснение языческих праздников христианскими.
«Так в IV веке н.э. появилось Рождество Христово, например. Оно празднуется в день зимнего солнцестояния. В противоположный день, но уже летом начинает праздноваться Рождество Иоанна Предтечи – это день летнего солнцестояния. Таким образом христианские праздники постепенно вытесняют главные языческие солнечные праздники», - рассказывает Сергей Усольцев.
Кроме дней зимнего и летнего солнцестояния были еще и весенний и осенний праздники. Проводы зимы – это масленица, но дату ее празднования сдвинула Пасха, и Осенины – праздник, связанный со сбором урожая.
«Промискуитетные праздники»
По словам Сергея Усольцева, название праздника «Иван Купала» появилось позднее, уже после того, как на Руси появился праздник Рождества Иоанна Крестителя. Собственно Иван – это и есть Иоанн, а его прозвище Баптистес переводится как купатель, окунатель, креститель.
«Все средневековье и новое время церковь боролась с языческими традициями, пытаясь придать им новый смысл, пытаясь их побороть. Купальские традиции были очень раскрепощенные, в них было много сексуального подтекста, и поэтому церковь очень возмущалась. Такие праздники антропологи еще называют промискуитетными. Это праздники, в которых снимаются сексуальные ограничения, всяческие запреты, все обряды и ритуалы нацелены на то, чтобы подогреть сексуальность, спровоцировать скромных людей на установление отношений. Игры тоже были сексуализированные. Люди купались нагими, прыгали через костер, играли в целовальные игры, вроде бутылочки, но с песнями, танцами и хороводами. Были игры и погорячее. Люди не стеснялись устраивать даже оргии», - говорит ученый.
Что касается Рождества Иоанна Предтечи, то христианство не выработало своих обычаев, поэтому в этот день просто служится праздничная литургия и всенощное бдение.
А вот обычай обливаться – это уже более поздняя традиция, и к церкви она отношения не имеет, появилась она в советское время. Тут соединились древние обычаи праздничных бесчинств, когда молодежь наносила вред соседям ради забавы и водная атрибутика праздника.