За год прогнозируется увеличение числа туристов на 100 тыс. человек, по сравнению с прошлым годом. Алтайский край посетят, по расчётам, жители более 60 стран мира.
Для кого «Бирюзовая»?
То, что Алтай интересен для туристов, – не новость с советских времён – уникальная природа, горные красоты, чистейшие озёра привлекали тех, кому хотелось прогуляться с брезентовой палаткой, посидеть с гитарой у костра.
Но весь Алтай в целом воспринимался, да и сейчас воспринимается многими приезжими, как единое целое, без разделения на край и республику. Ну, а власти регионов долгое время отстаивали уникальность туристического потенциала именно своих территорий. Во многом благодаря этому в крае заговорили об организации малого и большого «Золотого кольца Алтая», развитии турис- тической зоны «Бирюзовая Катунь».
Губернатор Алтайского края Александр КАРЛИН в послании к депутатам АКЗС в этом году сообщил, что «при нашем активном участии принято важное решение о передаче основного набора полномочий по управлению особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа, в том числе нашей «Бирюзовой Катунью», на региональный уровень. Это позволило привлечь пять резидентов (первый из которых уже приступил к реализации проекта по созданию современного инвестиционноёмкого объекта туристско-рекреационного назначения) и одобрить ин- вестиционные проекты в объёме более 2,5 млрд рублей».
О «Бирюзовой Катуни», гордости краевого руководства, население слышит уже 10 лет – именно в 2007 году было принято решение о создании возле реки Катунь со стороны Алтайского края туристичес- кой зоны. Казалось, что через год-два здесь появятся десятки сооружений – гостиницы, кемпинги, многоэтажные парковки, фуд-корты, дендропарк, конно-спортивный центр, охотничье хозяйство, развитый горно-лыжный комплекс. Но оказалось, что склоны гор здесь малоснежные, не чета кузбасскому Шерегешу, инвесторы строиться не торопятся, и до завершения всех планируемых работ ещё далеко. К началу 2017 году, через 10 лет после громогласного старта, здесь работает 24 объекта – в том числе искусственное озеро для купания, горнолыжный спуск, несколько гостиничных комплексов, пасека, магазины, кафе.
Хотя зримый прогресс есть – появилось больше гостиниц, подъезд к озеру красиво оформлен, поставлены шлагбаумы, вокруг водоёма появилась инфраструктура, само озеро окружили оградкой. За оградкой, к примеру, остался один общественный туалет, который в мае ещё не работал, другой, в центре туристкой зоны, общедоступен, но в нём не работают сушилки для рук и проблемы с туалетной бумагой. Это, конечно, мелочи, но показывает уровень туристического сервиса. Он пока ещё провинциальный.
Где отдохнуть?
О большой туристической загрузке популярных в Алтайском крае мест сейчас в мае говорить пока не приходится. На «Бирюзовой Катуни» не спеша идут строительные работы, в соседних посёлках Ая и Катунь ещё пустует множество турбаз, а некоторые гостиницы и вовсе стоят закрытыми в ожидании наплыва гостей.
По данным Росстата, число гостиниц и иных мест размещения в Алтайском крае растёт, но неравномерно. В 2012 году их было 202, в 2013-м – 200, в 2014 году произошло падение до 188, а в 2015 году число мест размещения выросло до 233.
Число гостиниц было максимальным пять лет назад – 116. Меблированных комнат стало меньше в полтора раза за последний пятилетний период. Число мотелей в крае не меняется уже 8 лет – их ровно три. Пансионатов стало меньше в 4 раза с 2006 года. Хостелы, пережив период некоторого оживления в конце 2010-х годов, вернулись к уровню десятилетней давности.
По информации члена Совета Федерации от Алтайского края Михаила ЩЕТИНИНА , число туристов, приезжающих в Алтайский край, растёт. Если в 2015 году общий турпоток в регионе достигал почти 2 млн человек, то в 2016 году турпоток увеличился на 10%.
Статистика показывает, что численность отдыхающих в крае растёт, но запредельным этот рост назвать нельзя. Так, число размещённых лиц в санаторно-курортных организациях выросло за 10 лет на 50 тысяч – с 136 тыс. в 2006 году до 186 тыс. в 2015 году. В 2016 году произошёл даже небольшой спад. Число лиц, размещённых в коллективных средствах размещения выросло с 503 тыс. человек в 2007 году до 660 тыс. человек в 2015 году. Рост есть, но не 100 тыс. человек в год, как об этом говорят региональные чиновники.
С точки зрения туристического потенциала интересно посмотреть на число памятников истории и культуры, которые может предложить гостям региона край. Согласно Единому государственному реестру объектов культурного наследия народов Российской Федерации, их в крае немало – 973, в том числе 208 в Барнауле. Для сравнения, в Москве таких объектов – 2131, в Петербурге – 2037, а в Краснодарском крае – 187, меньше чем в одном Барнауле. Хотя этот южный регион историей не обделён. В Республике Алтай – всего 75 объектов. Значит ли это, что Алтайский край более чем в 10 раз интереснее Горного Алтая?
Интересна и структура объектов культурного наследия в крае. Согласно реестру, объектов, внесённых в список ЮНЕСКО в крае нет. Как нет и особо ценных. Памятников искусства всего два. Один из них – бюст Дзержинского на проспекте Ленина в Барнауле. Объектов федерального значения – 160. В основном археологического и исторического плана. Объектов регионального значения – 813, муниципальных нет.
Памятниками истории регионального значения признаны почти все мемориалы Великой Отечественной войны. Несомненно, важные для сохранения исторической памяти, они в минимальной степени привлекают туристов. Своего Мамаева кургана, интересного для гостей, нет – регион ковал Победу в тылу. Эвакуация тракторного завода в Рубцовск была частью вклада в общее дело. Но на его развалины туристов лучше не водить.
Зато есть могильник «Гоньба-5», поселение «Страшный Яр-1», памятник археологии III века до нашей эры. Или недалеко от озера Дружных в Барнауле – памятник археологии федерального значения «Горная выработка на медь «Владимировская», III тыс. до нашей эры. Интересно, как много туристов её посещает?
Почему седьмые?
Нельзя сказать, что популяризация культурных объектов в крае властями совсем не ведётся. В национальном туристи- ческом рейтинге по итогам 2016 года Алтайский край занимает 7-е место. С 70.6 балла. Уступая только Москве, Санкт-Петербургу, Краснодарскому краю, Крыму, Московской и Нижегородской областям. И опережая Татарстан.
При составлении рейтинга эксперты учитывали уровень развития гостиничного бизнеса, популярность региона у россиян. А также туристскую уникальность (количество достопримечательностей, внесённых в реестр объектов культурного наследия), экологическое «здоровье», криминогенную ситуацию и продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве.
Алтайский край выиграл у других регионов из-за числа культурных объектов, внесённых в реестр, экологии и тихой криминогенной ситуации. Почти единственный параметр, на который региональные власти влияли прямо, – продвижение туристического потенциала. На саморекламу, в том числе за рубежом, власть усилий не жалеет. Поэтому Алтайский край обошёл Татарстан, где много усилий вкладывается в создание удобной для туристов среды, но недостаточно об этом рассказывается на выставках. «Плюсов» краю добавило и активное участие в реализации федеральной целевой программы развития туризма – работать с федеральными деньгами в крае тоже умеют.
Хорошо презентовать свой регион – несомненно, важно. Но это лишь первый шаг. А для того чтобы сделать регион по-настоящему привлекательным, – нужно делать и другие шаги. Развивать инфраструктуру, привлекать инвесторов, создавать традиции, готовить экскурсоводов и многое другое. И тут работы – непочатый край.
Мнение власти
Начальник управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу Юрий ЗАХАРОВ:
– Два соседних субъекта, Республика Алтай и Алтайский край, очень тесно связаны историческими, экономичес- кими, культурными и другими связями. В последнее время единая стратегия наблюдается в развитии инвестиционной и туристской деятельности. В масштабах страны это единый туристско-рекреационный район «Алтай». Турпоток на оба региона — общий, часть которого транзитом проходит через Алтайский край в Республику Алтай.
В сознании людей не происходит разделения туристско-рекреационных ресурсов Алтая на Алтайский край и Республику Алтай. Что касается продвижения турпродукта наших регионов на региональный и международный туристские рынки, то мы руководствуемся необходимостью чёткого позиционирования предлагаемого продукта, создания привлекательных брендов, которые отличают Алтайский край от территорий-конкурентов и делают его уникальным туристским регионом на карте России.
В регионе в 2015 году разработан туристский бренд Алтайского края «Алтайский край, всё настоящее». В настоящее время происходит его продвижение как единого бренда региона на национальном и международном рынках, в том числе в информационном пространстве, в проведении активной издательско-информационной и рекламной деятельности.