Примерное время чтения: 11 минут
222

Начинать надо с зарплаты. Что и как нужно менять в школьном образовании

Дискуссионный клуб «Точка зрения» в Сибирской медиагруппе.
Дискуссионный клуб «Точка зрения» в Сибирской медиагруппе. / Виталий Барабаш / АиФ

Главное событие сентября для семей, где есть дети – начало учебного года.  По данным ВЦИОМ, только 40% россиян довольны школьным образованием. А максимальные баллы на ЕГЭ – это уже не гарантия поступления в колледж или вуз мечты на бюджетные места. 6 сентября в Барнауле на заседании дискуссионного клуба «Точка зрения» в Сибирской медиагруппе участники говорили о том, что и как нужно менять в школьном образовании.

«Впихнуть невпихуемое»

Совсем недавно эксперты назвали в числе  главных проблем российского образования – перегруженность.  Образно говоря, в детей пробуют «впихнуть невпихуемое».  Возможно, от каких-то предметов стоило бы отказаться…

«Действительно, в школе очень много разных предметов, так как и дети все разные. Кому-то нужна математика, кому-то физика, кто-то будет филологом, а кто-то географом. И сужать круг предметов мы не имеем права. По крайне мере до 10 класса, когда начинается профилизация, и есть возможность определять, что ребенку ближе. Есть предметы, которые выносятся на итоговую аттестацию и  формируют мировоззрение (русский, математика, история, обществознание и т.д.) Но есть вариативна часть, в нее входит, например, черчение. Школа может вводить, а может не водить это предмет. Он не является обязательным для всех. Но исключать предметы нельзя. Даже физкультуру и музыку, так как они формируют целостную картину миру», - объяснила Инна Борисенко, директор средней общеобразовательной школы №132.

Инна Борисенко. Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Дома лучше?

Среди участников заседания были родители, которые перевели детей на семейное образование. Однако, по мнению директоров, не всем детям подходит такой формат обучения.

«Не каждый ребенок может организовать свой учебный день. Также есть дети интроверты, есть экстраверты. Если ребенок любит побыть наедине с собой, то для него такая форма обучения, наверное, удобна. А вот экстраверты социально ориентированы, они не могут без общения. Школа – это маленькая жизнь, где дети впервые влюбляются, преодолевают трудности, выполняют социальные задачи, поручения, учатся быть ответственными, здесь формируются их личностные качества», - выступила в поддержку школьного обучения директор школы №52 Татьяна Пономарева.

По словам Инны Борисенко, как правило, семейная форма образования подходит тем детям, которые сильно мотивированы и имеют поддержку родителей. Либо тем, кто часто выезжает за границу с  родителями в командировки, участвует в спортивных соревнованиях и так далее.

«Но у ребенка однозначно должна быть социализация. Только в детском коллективе он может научиться выстраивать отношения, стать успешным коммуникатором», - подчеркнула участница дискуссионного клуба.

Татьяна Пономарева. Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Перегрузки и мотивация

Говорят, из одного человека двух не сделаешь. И нечего нагружать ребенка сверх нормы дополнительными занятиями и кружками, иначе у него и детства-то не будет. Как родителю понять, что он  перегибает палку в своем наставничестве? Ведь не секрет, что родители часто реализуют свои амбиции через детей.

 «Может быть, амбиции родителей и здоровые, но при этом возможности ребенка могут быть ограничены. Я бы почаще смотрела на соматическое состояние детей. Перегрузки у них могут проявляться каким-то срывами: более сложные формы поведения могут меняться на более примитивные, может ухудшиться сон, появиться ночной энурез, ребенок может чаще болеть инфекционными заболеваниями. Но это уже самые тяжелые проявления. Здоровая нервная система нагрузки выдержит, а нездоровая - нет», - говорит психолог Лариса Головина.

Лариса Головина. Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Тренер, председатель комиссии по развитию добровольчества, патриотическому воспитанию, спорту и делам молодежи Андрей Степурко считает, что детей не просто нужно, но и важно нагружать, но при этом любить их и поддерживать. 

«Все дети талантливые, и каждый ребенок хочет услышать пять фраз: «Я рад тебя видеть», «Я люблю тебя»,  «Я горжусь тобой», « Ты для меня важен», «Я верю в тебя». Ученые провели опыт: группу детей с 0 до 3 лет нагружали  по максимуму (обучали танцам, рисованию и так далее). До 30 лет эти люди ничем не отличались от других. А после 30, что поразило ученых, они раскрылись и стали очень успешными в творчестве, бизнесе и так далее», - рассказал Андрей Степурко.

Андрей Степурко. Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Кстати, важным моментом в достижении успеха у ребенка является мотивация. Однако, как отметили, участники круглого стола, зачастую она отсутствует. Поэтому одна из важных задач педагогов и родителей – замотивировать ребенка.

«Мотивировать можно любовью и заинтересованностью в собственном предмете. Если педагог сам любит предмет, то он может передать любовь и своим ученикам, сагитировать их. Ясно, что каждого не сагитируешь. Но нужно суметь выбрать тех, кого заинтересует твой предмет», - поделилась опытом Фарида Габдраупова педагог допобразования (по литературе) гимназии № 85 в Барнауле.

Фарида Габдраупова. Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Другой участник дискуссии - молодой спортсмен Игорь, который не так давно окончил школу, предложил свой способ мотивации к занятиям спортом.

«Многим детям зачастую не хватает представления о том, чем можно заниматься. Если мы говорим о спорте, то они не знают содержание спорта, его философию. Я хотел бы предложить идею проекта «Пойми спорт». Это когда состоявшиеся спортсмены будут ходить по школам  и презентовать свой вид спорта. Сначала теоретическая часть – это история спорта, философия, а потом практическая - демонстрация конкретных упражнений», - поделился молодой человек.

Мололодой спортсмен Игорь. Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Дети одаренные и дети с трудностями

В Барнауле в АлтГТУ работает  центр довузовской подготовки «Наследники Ползунова» для одаренных детей. Участники клуба признали, что поддержка гениев необходима. Однако стоило бы уделить внимание и детям со средними способностями.

 «Руководитель центра (меценат Андрей Мельниченко. – Прим. ред.) поставил именно такую задачу – работать с одаренными детьми. Если бы у нас были возможности заниматься бесплатно с детьми среднего уровня, была бы соответствующая поддержка со стороны властей, мы бы занимались. Но пока такая возможность есть только на платной основе», - отметила директор центра Виктория Яровикова.

Виктория Яровикова. Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Между тем, уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае Ольга Кузнецова заявила, что прежде всего необходимо обратить  внимание на другую  категорию детей.

«У нас недостаток внимания к тем, кто с трудом осваивает общеобразовательную программу в силу самых разных обстоятельств. У ребенка в первом кассе может быть недоразвит фонетико-фонематический слух, поэтому он может писать с проблемами. И система должна быть четко настроена, чтобы выявлять причины и организовывать коррекционную работу. Для этого не так давно в крае началась работа по возобновлению психолого-педагогических консилиумов», - сказала Ольга Кузнецова.

Ольга Кузнецова. Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Держали в «черном теле»

В конце заседания клуба председатель комитета по образованию и науке в АКЗС Александр Молотов затронул, несомненно, одну самых больных тем – зарплату учителей.

«Как бы мы не хотели, а начинать надо с зарплаты. Потому что если педагог приходит в школу, а у него в голове вопрос: чем кормить семью и как платить ипотеку, то ему не до детей. И это нормально. У нас только в последние два года зарплата учителей начала расти опережающими темпами. А до этого мы держали педагогов в черном теле… Проблемы есть. Но они решаются. Решения не быстрые. Но никогда таких темпов за 30 лет не было», - резюмировал представитель АКЗС.    

Александр Молотов. Фото: АиФ/ Виталий Барабаш
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах