Примерное время чтения: 5 минут
916

«Больше ударников». Почему в алтайской школе ввели раздельное обучение

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Алтай 21/10/2020

В бийской школе № 20 уже пятый год мальчишки и девчонки учатся в разделенных по гендерному признаку классах. Система, у которой изначально было много противников, показала ошеломляющий результат - дети стали учиться лучше. Как преподают в раздельных классах, почему мальчики - исследователи, а девочки - лучшие исполнители, корреспонденту «АиФ-Алтай» рассказала директор учебного заведения Олеся Сторожук.

Опыт коллег

Роман Алексеев, «АиФ-Алтай»: Олеся Анатольевна, как вышло, что в вашей школе начался этот эксперимент?

Личный архив/Олеся СторожукОлеся Сторожук: Это началось еще при бывшем директоре Елене Викторовне Вирбицкас. Изучили опыт коллег, консультировались с лицеем №103 города Железногорска (Красноярский край), который занимается таким образованием уже больше 30 лет, и решили попробовать. Я тогда работала заместителем по воспитательной работе. Сначала родители приняли в штыки предложение разделить детей. На первом собрании был взрыв эмоций и накал страстей. Боялись, в первую очередь, что дети не будут социализироваться, если их разделить. На второй год, видя результаты, нам уже не нужно было проводить беседы с родителями, чтобы набрать гендерные классы, – к нам шли целенаправленно даже из других школ. Кстати, мои дети тоже учатся в раздельно-параллельных классах – дочка пошла в первый раздельный класс, как только мы их организовали. А сын сейчас ходит во второй, я спрашиваю мнение, как им там – им все нравится. 

– Расскажите про успеваемость, действительно ли она повысилась?

– Говорить об эффективности и утверждать, что только такой способ обучения правильный, – неверно. Мы больше рассматриваем психологическую среду, в первую очередь, это комфорт. У нас был опыт с семьей, в которой три мальчика учатся в нашей школе. Два мальчика в раздельно-параллельных классах, а старший – в смешанном. Когда он шел в первый класс, еще не было гендерных классов. У старшего мальчика случилась влюбленность во втором классе. Это привело к тому, что он стеснялся отвечать на уроках устно – видел девочку и просто молчал. Это компенсировалось только к пятому классу. В раздельных классах такого нет, поэтому дети легче адаптируются, более открыты. На примере нашей школы мы даже наблюдаем снижение заболеваемости ребятишек по сравнению со смешанными классами. Возможно, это просто стечение обстоятельств, и период для наблюдения еще небольшой, чтобы делать общие выводы. Что касается успеваемости, то дети в раздельных классах учатся действительно лучше. Успеваемость выше в среднем на 10–20%. Причем девочки учатся лучше мальчиков. Также в раздельных классах больше ударников и отличников.

По интересам

– Как учат детей в раздельных классах? 

– Программа обучения одинаковая, разница только в построении урока, исходя из особенностей мальчиков и девочек. У мальчиков наибольший пик активности в начале и конце урока. Девочки медленнее раскачиваются, входят в работу, зато потом их не уймешь. Традиционный урок ближе к психологии девочек. Вообще, у мальчишек больше поисково-исследовательский подход, а девчонки хорошо справляются, если выполняют все по алгоритму, кроме того, они более добросовестные, а мальчиков надо постоянно заинтересовывать, ставить поисково-исследовательские задачи, они по натуре победители, поэтому и урок должен строиться исходя из этих параметров.

Представьте, в третьем классе начинается урок математики – к девочкам пришла дюймовочка или пушистый котенок, он мурлыкает, мы его любим. Мальчикам это все безразлично, а вот роботы или машины-амфибии могут их увлечь.

Например, мальчикам дают геометрические фигуры – из них они должны построить машинку – они находят такие необычные решения, что только удивляешься. А девочки более эмоциональные, любят смаковать детали. Представьте, в третьем классе начинается урок математики – к девочкам пришла дюймовочка или пушистый котенок, он мурлыкает, мы его любим. Мальчикам это все безразлично, а вот роботы или машины-амфибии могут их увлечь. Ну и, конечно, организовать внеклассные занятия намного проще. У девочек в раздельных классах вместе с родителями мы проводим уроки, учим фотографировать или делать прически, договорились с рестораном, чтобы там провести урок – научить сервировать. Мальчикам это никогда не будет интересно, их мы ведем в пожарную часть – это такой был восторг, еле увели потом. 

Про воспитание

– Кто у вас преподает в раздельных классах? По идее, для мальчишек это должны делать мужчины, а для девчонок – женщины. 

– Одна из главных функций образования – это воспитание. Раздельное обучение ввели после того, как стали обращать внимание на поведение детей: девочки стали более авторитетны, охотнее берут на себя инициативу, а если вдруг какая «разборка», то и тут они на первом плане, а мальчишки отсиживаются в тени. Основной преподавательский состав женщины. Нам не хватает в школе мужчин-педагогов, и это проблема не только нашей школы, а системы образования в целом. У мужчин другой подход, они иначе в принципе строят образовательный процесс на уроке. Для детей другая точка зрения и авторитет невероятно важны. Мы пытаемся для мальчиков создать такую среду, у нас мужчины преподают труд, робототехнику, информатику, шахматы. Но для полноценного воспитания этого не хватает. 

– Как бы вы охарактеризовали современных детей в сравнении, скажем, с советскими школьниками?

– Современные дети менее мотивированы. Это при том, что сейчас у них есть масса возможностей получать информацию. Мы проводили опрос в школе. Только 10% школьников использовали интернет для поиска информации, остальные исключительно в качестве средства общения и онлайн-игр. Кроме того, изменились ценности, если раньше дети мечтали стать космонавтами, летчиками, то сейчас герои нашего времени – часто бесталанные певцы и шоумены. Дети стали меньше общаться в реальности. Вспомните, если вы пропустили урок, то раньше в первую очередь бежали к подружке или другу, чтобы узнать домашку, сейчас все можно посмотреть онлайн, не выходя из дома. 

Досье
Олеся Сторожук родилась в 1980 году в городе Тында Амурской области. В 2003 году окончила Бийский государственный педагогический университет имени В.М. Шукшина по специальности «Учитель географии и биологии». С 2014 года работала заместителем директора по воспитательной работе школы № 20 Бийска. В 2018 году возглавила учебное заведение. Замужем, двое детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах