Левенштейн с коллегами, начиная с 2004 г., опросили более 13 тысяч человек. Оказалось, что 25% из них склонны скупиться и не тратить деньги попусту, 16% опрошенных сказали, что не ограничивают себя в тратах и 59% тех, кто рационально расходует деньги.
Результаты также показали, что среди мужчин в три раза больше скупцов, чем среди женщин. В то время как женщины присутствовали во всех категориях примерно поровну. Интересно, что уровень дохода не играет роли в распределении по группам.
Исследователи решили проверить, какие процессы происходят в мозгу у представителей этих двух групп. Для этого они прибегли к функциональной магнитно-резонансной томографии.
Сканирование головы отображает, к каким областям мозга приливает кровь во время выполнения задания. Так, можно выяснить, какой участок регулирует поведение в заданных условиях. Участникам эксперимента показывали картинки с различными товарами. Если какой-то из товаров им нравился, то им показывали его цену. Параллельно исследователи отслеживали изменения в мозговом кровообращении.
Результаты показали, что в тот момент, когда испытуемым показывали изображение товара, который они хотели бы приобрести, у них активизировался "центр удовольствия" (nucleus accumbens), который отвечает за получение приятных ощущений любого характера.
В тот момент, когда им показывали цену, то начинал работать "центр боли и отвращения" (островок Рейля), который отвечает за неприятные ощущения, например, когда мы чувствуем дурной запах.
Ученые считают, что работа этого центра, который включается, когда человек осознает, что за вещь придется платить, регулирует наши желания.
"У скупых людей это чувство душевной боли настолько сильно, что перевешивает даже естественную свободу получения удовольствий. Насладиться покупками они не могут из-за активной работы "центра отвращения", - пояснил Левенштейн.
У транжир, наоборот, этот центр вообще не работает и они не испытывают никаких неприятных ощущений от того, что разбрасываются деньгами.
Левенштейн заметил, что следует различать скупых и бережливых людей. У них совершенно по-разному работают центры эмоций.
"Скупым людям больно тратить деньги, а экономным приятно их копить. Тут задействованы разные мотивации", - добавил исследователь.