Примерное время чтения: 7 минут
867

Аргентинское танго. О необычайных поворотах в жизни художницы из Барнаула

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ-Алтай 23/06/2021
Виолетта Метелица / личный архив

«Ретроспективный экспромт» - так называется выставка художницы Виолетты Метелицы, открывшаяся в республике «ИЗО». В интервью «АиФ-Алтай» она рассказала о необычайных поворотах в своей жизни, о душевных встречах и мечтах.

«Фиолетовое варенье»

Арина Колькольцева, АиФ-Алтай: Виолетта, анонсируя выставку, ты сказала, что у каждой из картин своя история.

Виолетта Метелица: Да, это связано со страницами моей жизни. Например, картину «В ботаническом саду» я писала, когда мы с Еленой Шелеповой создавали лицей « Сузуки». Это было удивительное время. Сейчас, к сожалению,  слишком материальное пространство стало. Мир, видимо, вынуждает меняться людей, пришли другие ценности. Тогда мы жили этими детьми, их микромиром. Расписывали стены, всё делали своими руками.

Фото: личный архив/ Виолетта Метелица

- Тогда тебя дети в «Сузуки» называли весело и красиво…

- Им было сложно выговаривать «Виолетта Валерьевна», путались, сбивались. Говорю: « Баста, называйте меня «фиолетовое варенье». И так и пошло, больше не путались.

- А дети сейчас тоже другие?

-Да. Сегодня они быстро развиваются. С одной стороны, могут выразить в шесть лет то, что раньше могли выразить только более старшие по возрасту , но при этом руки-крюки иногда, не развита моторика.

-А взрослые сегодня могут понять своих детей?

-Конечно. Если будут развиваться параллельно. Например, я, стремясь за своей дочерью угнаться, стала читать её книги. А то не понимала фраз иногда, которые она говорит.

История любви

- Виолетта, несколько лет назад ты уехала в Аргентину. Расскажи про эту романтическую историю.

-Когда мне было 19 лет, в ДК Химиков приехали аргентинцы. После работы с двумя картинами под мышкой пошла их послушать. И увидела, как кудрявый аргентинский парень поёт под гитару. Потом он вдруг посмотрел в мою сторону… и это было попадание в сердце! Он мне потом рассказывал : «Толпа стоит, и вдруг луч света падает на девушку. Мне показалось, она ангел». После концерта я как зомби подошла и протянула этому парню свои любимые картины. Потом мы пересеклись у друзей, уехав, он стал писать, звонить и кричать: «Дождись меня»!

-И ты ждала?

- Через четыре года он написал, что не может приехать. Потом я вышла замуж за удивительного человека, невероятного художника. Мне очень повезло. Ваня был замечательный муж, нежный отец.… Но… Он погиб в автокатастрофе, и потом я еле выживала. И вдруг через четыре года после смерти мужа звонит аргентинец Мануэль: «Я все помню. Давай попробуем заново встретиться». И началось полу-новое знакомство через двадцать с лишним лет. Мы плакали при встрече, оказывается, он помнил даже родинку на моём плече. И заманил нас с дочерью Варей в Аргентину. Ей было тогда 11 лет.

Достаточно сумасшедшая

- Чем ты занималась в незнакомой стране?

- Я приехала с подстраховкой. Мужчина был русскоговорящий, я знала от силы пять испанских слов. Поэтому было много карикатурных историй. Однажды пошла за спичками, думаю, найду на витрине, покажу. Прихожу, не могу найти, говорю про маленькое дерево и огонь, сопровождая жестами. Очередь лежала от смеха. Через год моего пребывания в Аргентине я могла бы работать в театре жестов.

Потом я попала в цех, где делали скульптуры из резины. Руководителем компании был пожилой аргентинец итальянского происхождения – Фернандо. Креативней человека я в жизни не видела. Когда пришла устраиваться на работу, показала ему первым делом своим рисунки.

«Зачем? - спрашивает. « Я думала, для вас это главное». « Нет,- говорит,- для меня главное, чтобы ты спела сейчас». И садится за фортепьяно. Я в ужасе смотрю на русскую женщину, которая со мной пришла, она говорит: «Он по-русски не понимает, можешь спеть тарабарщину». Я разозлилась и начала петь русскую песню с приплясом, быстрей, играйте, говорю, ваш темп мне не подходит. Фернандо засмеялся, говорит: « Достаточно сумасшедшая, беру». Он проверял так на сумасшествие, оказывается, потому что ему очень не нравились скучные люди в команде. Благодаря этой работе, я объехала почти всю Аргентину. Этого человека называю своим аргентинским папой.

- Ещё ты между делом стала членом союза писателей Аргентины…

- Там выпустили книгу моих стихов, перевели, они есть в библиотеках. Ещё я преподавала, рисовала картины, подрабатывала в цветочном магазине

- Однажды мы с тобой созванивались, ты сказала, что аргентинцы почти все поют и танцуют.

- Они похожи на нас в шестидесятые – семидесятые прошлого века, когда была невероятная романтика и поэзия. У них на каждом пятачке играют в барабаны, на гитарах, читают стихи. Если взять возраст - будто  16-18 лет этой стране. У неё молодая кровь.

-Ты скучаешь по Аргентине?

- Очень, я стала наполовину аргентинкой за это время. Это страна мне оказалась такой близкой по ощущению. Я ведь очень эмоциональная. Здесь ты иногда проявляешь свои эмоции, и это выглядит неадекватно. А там они все такие. Идёшь по улице , чистильщик обуви тебе кричит : «О сеньора, вы сегодня прекрасней, чем вчера». Это ходовая фраза. Или переходишь дорогу, из автомобиля кричат: «Сеньора, так держать ! Выглядите на все сто». Приятно.

- Недавно барнаульские поэты вспоминали приезд Андрея Вознесенского в Барнаул и твой пирог с лимоном. Есть ли теперь рецепты из Аргентины?

- Оказывается, очень вкусные пироги с кабачками. Тесто слоёное или на кефире без дрожжей. Кабачки тушишь, перчишь,  добавляешь лука,  сыра который легко плавится - вкуснятина.

«Дом пал на грудь»

- Ты уже около года живёшь в Барнауле, в доме отца, легендарного горожанина Валерия Метелицы (Заслуженный тренер СССР по самбо, создатель спортшколы самбо «Спарта», Почётный гражданин Барнаула.-Ред.). С чем связано возвращение?

- Я приехала как раз решить вопрос с домом. И такое ощущение, что после квартирантов дом пал мне на грудь и зарыдал. Я мыла каждую ступеньку и говорила: «Дом, прости, я тебя отмою». Я попала в измерение своего отца, там каждую палочку он прибивал. Малину ем, говорю: « Спасибо,папа».

Так получилось , что из-за пандемии мне пришлось задержаться, но я даже рада этому. Зимой у меня реализовалась мечта - делать маленькие винтажные игрушки. У меня муж Ваня погиб резко, папа умер на бегу, упав на руки любящей женщины. И я чётко осознаю, что смерть - рядом с нашей жизнью. Подумала, а вдруг исчезну, и решила сделать маленькие подарочки, чтобы внуки, правнуки на ёлку вешали, говорили: это бабушка- прабабушка сделала.

- Ещё один вопрос, волнующий многих горожан. Что будет с лебедем Андрюшей, которого однажды подарил городу твой отец, и десятки раз восстанавливал от вандалов?

- Я сейчас реставрирую его крылья, делаю голову ( кто-то оторвал). Мост, на котором сидят лебеди, собираются ремонтировать, пока дальнейшее место Андрюши неизвестно. При обсуждении будущего места расположения лебедей, звучали варианты ВРЗ, музей… Пока неясно.

Недавно я ехала в такси с женщиной, которая, узнав, что я дочь Валерия Метелицы, заплакала,  рассказала, что её родственница специально приезжала в Барнаул, загадать у лебедя сокровенное желание о любви. Это для нас святой лебедь», - повторяла она.

Досье
Виолетта Метелица родилась в Барнауле. Закончила Новоалтайское художественное училище, изучала монументальную живопись в Новосибирске, работала в художественных школах, в лицее « Сузуки», в частной школе в Москве. В 2011 уехала в Аргентину, преподавала живопись и рисунок в русской школе Член Союза художников, график, живописец, поэт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах