– Я помню наводнение 1969 года, – вздыхает Анна Смирнова, пенсионерка из Бийска. – Тогда было страшно, но сейчас ещё страшнее. Порядка меньше стало. Нас один раз только по телевизору вечером предупредили, что вода идёт. Кто слышал, кто – нет…
Эти несколько дней, что Алтайский край и Республика Алтай живут в режиме чрезвычайной ситуации, выявили многое. И в уровне готовности местных властей, и в организованности спасательных служб, и в человеческих качествах наших земляков.
Ресурс милосердия
Количество и степень разрушений и повреждений, нанесённых экономике двух регионов и её жителям, продолжают подсчитывать. Ясно одно – урон гигантский. Печальнее всего, что не обошлось без человеческих потерь: по информации пресс-службы ГУ МВД России по Алтайскому краю, два человека погибли (тела обнаружены) и пять пропали без вести.
Ещё один трагический случай произошёл в селе Антоньевка Петропавловского района. Пятеро жителей села стояли на подвесном мосту, когда его смыл Ануй. Двоих из них до сих пор не могут найти…
Шагнуть навстречу ледяной опасности, чтобы помочь другим, наверное, могут не все. Однако многие наши земляки поступали именно так. Когда в селе Подзаймище Курьинского района вода поднялась до критического уровня, местный участковый вместе с механизатором вывезли на тракторе К-700 одиннадцать сельчан, которые уже не могли самостоятельно выбраться из своих домов. А в другом селе района – Трусово – участковый Михаил Смолин на руках вынес пожилую женщину-инвалида из её затопленного жилища. И уже с безопасного места спаситель и спасённая увидели, что дом пенсионерки «сложило» потоком воды.
Порой на самоотверженные поступки одних подталкивало… безрассудство и легкомысленность других. Так, дачники садоводства, расположенного вблизи села Усть-Катунь в Бийском районе, несмотря на все оповещения и предупреждающие памятки, решили в воскресенье приехать поработать на своих участках. Но вместо этого оказались в водном плену. На помощь им пришли сельчане, которые сняли с крыш садовых домиков и вывезли на лодках из опасной зоны 40 горе-садоводов.
В мутной воде
К сожалению, нашлись и такие, кто пытался «нагреть руки» на общей беде. По сообщению журналистов газеты «Бийский рабочий», на местных сайтах некоторое время висело объявление о доставке моторной лодкой продуктов и питьевой воды людям, отказавшимся покидать затопленные дома. Стоимость услуги – 1000 рублей. Да и цена продуктового набора заявлялась в среднем на 20% выше реальной.
Распространялись в наукограде и слухи об отключении городского водопровода. По неофициальным данным, их авторами были предприниматели, занимающиеся продажей бутилированной воды. Напуганные бийчане в панике сметали этот товар с магазинных полок, хотя Игорь Пархоменко, директор бийского МУП «Водоканал», официально заверял жителей – водоснабжение города не нарушено! Даже при преодолении критической отметки в 7 метров водомерного поста второй водозабор, расположенный в Приобском районе Бийска, будет снабжать город водой.
В городе взлетели цены на плавсредства и стройматериалы. Не это ли подсказало неким ловким мародёрам идею украсть песок, предназначенный для сооружения дамбы на улице Митрофанова, и продать его в захлёбывающийся водой район льнокомбината?
Справедливости ради стоит сказать, что такие факты – всё же единичные исключения. Многие бийчане искренне озабочены судьбой своего города. Например, Александр Прокопьев, депутат Государственной Думы, прилетел в родной Бийск. Побывал на строительстве дамбы на Зелёном клине, встречался с местными властями, посетил пункты временного размещения, расположенные в ДЮСШ № 1, санатории-профилактории «Сибирское здоровье» и Кадетской школе, вручил гуманитарную помощь.
– Хочу сказать, что администрации города и края, силы МЧС делают всё возможное, чтобы помочь людям, уменьшить ущерб от наводнения, – говорит он. – Всем нам предстоит много работы по ликвидации последствий паводка. Буду помогать Бийску, чем смогу. Активисты общественной организации «Территория развития», которую я возглавляю, будут оказывать помощь людям, пострадавшим от паводка.
Помощь идёт!
В районах, подвергшихся подтоплению, сейчас наблюдается стабилизация и даже снижение уровня воды. Сразу же приступили к работе комиссии по определению размеров ущерба. Составляются и отправляются в правительство все необходимые документы для выплаты компенсаций пострадавшим жителям региона и восстановления инфраструктуры Так, Алтайский край рассчитывает на получение 500 млн рублей из резервного фонда России. Например, за частично утраченное имущество граждане получат 50 тыс. рублей, за полную его утрату – 100 тыс. рублей. Переселить людей, потерявших жильё, в новые дома планируется до 15 сентября.
На оказание пострадавшим материальной помощи на неотложные нужды из резервного фонда региональной администрации выделено 50 млн рублей. По 10 тысяч рублей на домовладение уже начали получать жители Чарышского района, Бийска.
В пострадавшие территории идёт гуманитарная помощь по линии МЧС, из соседних регионов. Не остались в стороне и местные бизнес-структуры, государственные учреждения, общественные организации, простые жители. Тёплые вещи, бельё, постельные принадлежности, средства гигиены, продукты питания собирают во всех районах Алтайского края.
К сведению
В Алтайском крае остаются подтопленными 60 населённых пунктов в 14 муниципальных образованиях. От паводка пострадали 8986 домов. Были эвакуированы 23 700 человек. В результате наводнения разрушено 230 км дорог и 15 мостов, размыто 1,5 км федеральной трассы М-52.
Мнение эксперта
Валерий Савкин, главный научный сотрудник ИВЭП СО РАН:
– Катунская ГЭС, строительство которой было прекращено в 1987 году под давлением общественности, позволила бы смягчить разрушительный паводок в Республике Алтай. При строительстве ГЭС должно было заполняться и водохранилище площадью 87 кв. км. Водохранилища создаются в том числе и для того, чтобы часть волны половодья принимать на себя. Сейчас мы оценить не можем, каков был бы ущерб, если бы такое водохранилище существовало, но оно, безусловно, помогло бы. Однако Катунская ГЭС всё же не решила бы всю проблему с подтоплением Алтая, так как помимо Катуни из берегов вышла другая крупная река региона – Бия, на прохождение половодья по которой это водохранилище никак бы не повлияло.
Мнение власти
Игорь Савинцев, глава администрации Барнаула:
– В Горном Алтае в верховьях рек вновь прошли обильные дожди. Это может спровоцировать новый поток воды, то есть за первой волной паводка возможна вторая. Гидрометеоцентр прогнозирует пик паводка по Барнаулу на 4-6 июня. В связи с этим в микрорайоне Затон, где проживает 2 986 человек, из них почти половина – на участках, подверженных подтоплению, проведены все подготовительные меры. В пунктах временного проживания достаточное количество мест, они обеспечены кроватями, постельным бельём, решён вопрос с питанием. В настоящее время в Затоне проводится работа по наведению мостков к жилым домам. Создан запас продовольствия, медикаментов; в медицинских учреждениях подготовлены места и помещения для госпитализации нуждающихся. В девяти торговых точках, расположенных на возвышенных местах Затона, обеспечен запас бутилированной питьевой воды в объёме более 2 тонн. В ближайший день этот запас будет удвоен и будет пополняться по мере необходимости. Несмотря на все принятые предупредительные меры, нашей главной задачей остаётся – быть услышанными населением в наших призывах эвакуироваться по сухой, не затопленной дороге.
Стыд или гордыня?
Наталья Гартман, социальный педагог Покровского храма (Бийск):
– Знаете, что меня удивило во многих людях, которые оказались в бедственном положении из-за наводнения? – Оказывается, они не могут принимать помощь. Не могут смириться с мыслью, что вчера у них было благосостояние – тёплая одежда, сухая постель, крыша над головой, горячий обед и т. д., а сегодня они этого лишены, и всё это нужно брать из чужих рук. В нашем храме организовали пункт сбора вещей для пострадавших. Прихожане и просто неравнодушные люди приносят одежду, обувь, постельное бельё. Дали объявление: все, кто нуждается, приходите – берите. Приходят единицы. Мы сами ходим по улицам посёлка и города, раздаём. А те, к кому мы пришли и кому предлагаем помощь, чуть ли ни за заборами от нас прячутся… Наверное, это не столько стыд, сколько гордыня. То, что переживают люди на попавших под паводок территориях, – испытание не только силой природы, но и Божье испытание самих людей на смирение и на гордыню.
А людей, искренне стремящихся помочь, очень много. В храм часто звонят и приходят волонтёры, которые выражают готовность доставить собранную нами помощь в деревни и сёла района, ведь там положение гораздо серьёзнее, чем в Бийске.