В течение года православные отмечают несколько дней поминовения, или как их еще называют – родительские субботы. Одна из них в 2024 году приходится на 13 апреля. Восточные славяне верили, что в этот день мертвые встают из могил, слушают поминальную обедню в церкви за алтарем, позволяют себе лакомство после долгого лишения, радуются Пасхе и тому, что дети о них помнят. История Радоницы восходит к культу наших предков. О том, какие поминальные традиции существовали в древности и дошли до нас, altai.aif.ru рассказала директор Музея мировой погребальной культуры Татьяна Якушина.
«С оружием за стол нельзя»
«В славянской культуре большое значение имела трапеза. Например, в Велесову ночь - с 31 октября на 1 ноября - было принято накрывать стол и ставить приборы для усопших. Люди радовались, что собрали урожай, и хотели разделить эту радость с усопшими. Также в эту ночь нельзя было выходить из дома, так как все дороги, по представлению наших предков, вели в мир Нави – в мир усопших. Вообще, славяне считали, что существует три мира – мир Яви – наш мир, мир Нави – загробный, и мир Прави – мир справедливости и правды.
В дни Коляды устраивали пиры - Тризны. Было принято устраивать шуточные бои, а еще накрывали общий стол, чтобы задобрить усопших. За стол нельзя было садиться с оружием – колюще-режущими предметами, потому что между врагами в это время наступало перемирие. С тех пор в Сибири в дни поминовения на стол не кладут ножи и вилки.
В нашей культуре принято огораживать место погребения, ставить столик, крест или памятник. Столик, конечно же, нужен для того, чтобы обедать с усопшими. Совместная трапеза характерна именно для славян, хотя церковь говорит, что достаточно молиться о покойных, ведь они этого сделать уже не могут.
К слову, у католиков на кладбище поминать трапезой не принято, они поминают только дома, а иудеи вместо еды приносят на могилу камень. По количеству камней можно определить, чью могилу посещают часто. У нас же на могиле оставляют еду – блины, конфеты. Так как у живых есть опыт проживания только этой жизни, то этот опыт мы переносим и на загробный мир – еду оставляют, чтобы у усопших «было что съесть». Кроме того, на Радоницу принято наводить на могиле порядок – оно и понятно, в это время погода уже позволяет это сделать. Принято подкрашивать оградку, украшать место захоронения, ну и в конце уборки - снова совместная трапеза».
Инициация едой
«В маленьких городах и деревнях сохранилась традиция на следующий день после похорон приносить на могилу завтрак. Инициация едой описана еще у древних греков – Аид, Персефона и три гранатовых зернышка. Именно так можно, по мнению древних греков, удержать усопшего в мире мертвых. И у нас такое же представление, поэтому завтрак и приносят, чтобы человек наверняка остался в загробном мире.
Очень многое об обрядах могут рассказать русские народные сказки. Если их вспомнить, то та самая избушка на курьих ножках – это ничто иное, как домовина, или изба смерти. Баба Яга с костяной ногой, стоящей в мире Нави – проводница в мир мертвых. В сказках описывается ритуальный языческий обряд – она омывала, одевала, сажала в печку (дохристианская кремация) и укладывала спать.
Или «Калинов мост» - он соединяет мир Яви и Нави, а река Смородина олицетворяет собой весь смрад и ужас, которым нам представляется загробный мир. Тридевятое царство опять-таки – загробный мир. Возвращаясь к инициации, сказитель в конце говорил: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» - то есть у него была возможность вернуться и все рассказать, так как он еще не вкусил еды в загробном мире.
В допетровскую эпоху похороны у славян проходили в день смерти, а после указа царя хоронить стали на третий день, вместе с этим пришли и особые ритуалы и обряды.
Три дня хватало на то, чтобы все могли собраться на заупокойные молитвы. Вместе с этим появились обряды, например, на юге России гроб с покойником ставили на три дня в курятник, чтобы петух трижды отпел. При чем здесь курятник и отпевание петухом? Все дело в том, что на жаре тело уже начинало неприятно пахнуть и его уносили из дома, чтобы не было тленного запаха.
Сколько мест, столько и традиций, что-то зависит от климатических особенностей, что-то от культурных. Была еще добрая примета – чем раньше домовину, то есть гроб, приготовишь, тем легче пройдут похороны. И здесь тоже есть своя логика – домовина была из цельного сруба, и чем сильнее дерево высыхало, тем легче его было нести.
Но если брать православную благочестивую традицию даты памятования – это 9-й, 40-й день, общецерковные родительские дни. Причем памятование – это не столько еда, сколько молитвенная поддержка усопшего».