Примерное время чтения: 8 минут
137

От коробейника до предпринимателя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АИФ-Алтай 21/07/2010

И те, кому удобнее и приятнее работать на себя, создавать личное благосостояние своими руками, рассчитывать только на себя, но зато не зависеть от капризов начальства и успехов фирмы, которой не управляешь. Путь первых – корпоративные правила, карьерный рост и, возможно, капитанский мостик большого корабля под занавес трудовой деятельности, путь вторых – свобода и штурвал капитана небольшой яхты с самого начала.

Малый и средний бизнес таит немало опасностей – все риски приходится брать на себя, все решения тут же аукаются в личном кармане, ошибся – разорился и начинай все с нуля. Но вместе с тем свое дело – это творчество. Как художник разными красками создает уникальную картину, так и частный предприниматель кирпичик за кирпичиком выстраивает свою маленькую промышленную или торговую империю.

Наблюдай и учись

Светлана Ильина призвание к торговому делу чувствовала всегда – потому и получила соответствующую специальность в политехническом институте. Вернулась в родное село и стала работать в потребкооперации. Отстроили с мужем дом, стали растить двух детей, работа в сельском магазине по приему и учету товара приносила доход, но не приносила, однако большого удовольствия. Все-таки магазин не свой, да и перспектив роста в селе с населением в тысячу человек не так-то много.

А Светлана всегда была убеждена – человек должен развиваться, расти профессионально. Тут и было принято жизнеопределяющее решение переехать в Барнаул. Против были все – и муж, которого устраивал нехитрый сельский быт, и родители, которые не хотели отпускать дочь далеко от себя – кто же будет потом за стариками ухаживать. Однако победила Светлана и ее качество всегда доводить задуманное до конца, как бы не дерзка была первоначальная мысль. Естественно в краевом центре их никто не ждал – пришлось снять небольшую квартиру ВРЗ, выбить место в садике для детей, самой встать за прилавок в качестве продавца.

Сначала это был прилавок на продуктовом рынке – после получения санитарной книжки стала торговать овощами, а позже и мясом у знакомых, давно обосновавшихся в Барнауле. Заодно осваивала гласные и негласные правила рыночной торговли в большом городе – как общаться с хозяевами рынка, что обычно требуют и ждут санитарные инспектора, как вести себя с конкурентами и как привлекать к прилавку разборчивого барнаульского покупателя. Впитывался и усваивался опыт знакомых по налаживаю поставок продуктов из села в город.

Первые шаги

Настал момент, и Светлана решила, что готова выйти на самостоятельный бизнес. Регистрация своего ЧП, оформление всех документов, общение с налоговиками отняло не мало времени, но с этим трудности собственного торгового бизнеса не закончились, а только начались. Первая проблема – место на рынке, вторая – поставки мяса из степного района. Налаживание каналов поступления туш свинины и говядины в город стало целой эпопеей.

Стояла задача обеспечить торговую точку на рынке свежим мясом в любой день, круглый год – покупатель должен осознать, что здесь всегда есть мясо, оно хорошего качества и стать постоянным. Но в селе коров каждый день не забивают – очень силен сезонный фактор – то, как например, осенью, мяса много, то его практически нет совсем – по всему району. Для перевозки туш был куплен «Москвич»-шиньон – мужу Светланы проходилось по звонку поставщиков в любое время дня и ночи выезжать встречать мясо, проходить с ним строгий санитарный контроль, искать место для его хранения – арендовать морозильные камеры на разных предприятиях.

С ветеринарным контролем тоже приходилось договариваться. Обычно на «экспертизу» от туши отрезались лучшие куски, но таковы тогда были правила игры. Когда поставщики предлагали слишком много мяса – Светлана его брать не отказывалась – важно было сохранить расположение партнеров по бизнесу, создать в них уверенность что здесь можно всегда сдать свое мясо по достойной цене и получить за него сразу деньги на руки.

Да, был риск – деньги приходилось отдавать свои, а вот мясо еще необходимо было продать. Избыток мяса муж Светланы, так же в любое время дня и ночи развозил по столовым, социальным и лечебным учреждениям. Правда, расчета приходилось после этого ждать месяцами – больницы охотно брали мясо по небольшой цене, но долго не могли отдать деньги за уже съеденное пациентами мясо.

Возникало масса напряженных ситуаций – и мяса уже нет и денег еще нет. Были и провалы, когда рассчитываться просто «забывали». А поставщики требовали деньги сразу – приходилось залезать в долги, брать кредиты, перехватывать у знакомых, под будущий расчет. Муж Светланы не раз был на грани отчаянья, но она сама всегда была уверена, что финансовые проблемы – временная трудность, что все проблемы возможно разрешить. Не надо говорить, что такой режим работы на себя не оставлял времени на отдых – не было не только отпусков, но даже выходных.

К своему магазину

Постепенно система сбыта и поставки мяса обрела динамическое равновесие. Появилась возможность нанять продавца на рынок и рубщика мяса – Светлана с мужем высвободились для решения вопросов поставок продукции, хотя по выходным все равно приходилось стоять на рынке – наемные работники желали иметь гарантированный законом отдых. Тут изменения коснулись самого рынка – его решили перестроить. Это событие совпало с желанием Светланы открыть свой небольшой мясной магазин – сложился круг постоянных покупателей, и она не сомневалась, что в этом районе сможет успешно торговать мясом и без рынка.

Однако получение разрешения на установку временного объекта торговли далось не быстро. Сначала нужно было добиться отведения земли. Потом несколько раз от разных служб приходили предписания изменить вид торговой точки – чтобы покупатели не стояли на улице перед киоском, а заходили внутрь, чтобы у рубщика мяса было отдельное, защищенное от торговой площадки место и многое другое. Построенный кисок пришлось несколько раз перестраивать – не обошлось и без проблем со строителями.

Для торговли сопутствующими продуктами – пельменями, овощами, хлебом пришлось получить массу дополнительных разрешений, заключить договора на поставку. Особые санитарные условия пришлось выполнить для торговли яйцом – ему в магазине Ильиных должно было быть отведено отдельное место. Однако постоянные покупатели выражали желание покупать яйца, пришлось пойти и на это.

Только бизнес в магазинчике наладился – за ним стали строить торговый центр. Возникла необходимость передвинуть торговое помещение дальше по улице. И опять походы по районной администрации, архитектуре, пожнадзору, санслужбе, другим ответственным организациям. И у каждой свои условия. Был бы на месте Светланы более робкий и неуверенный в себе человек – загнуться бы бизнесу, не начавшись.

Но все разрешения были получены, и магазин переехал. На новом месте магазин прижился. Два продавца, рубщик мяса, свой водитель, новая Тойота-универсал для перевозки продуктов, налаженные торговые связи высвободили предпринимателям немного свободного времени. То, что раньше казалось роскошью – отпуск – стало реальностью – появились люди, которые могли присмотреть немного за бизнесом в их отсутствие. Хотя, исключая пару недель в году, бизнес все равно остался на Светлане и ее муже – раньше всех встать и открыть магазин, позже всех уйти с работы, закрыть магазин и сдать его на охрану – это судьба частного предпринимателя.

Но одним магазином дело не ограничилось. Светлане не давала покоя мысль, о расширении площадок торговли – благо и закон, запрещающий «кошмарить» малый бизнес проверками подоспел. В новостройке, в другом районе города был куплен второй, теперь уже стационарный. Сразу нашлись арендаторы помещений – другие предприниматели со своими витринами и лотками. Малый бизнес Светланы окреп, можно сказать «возмужал». Он так и остался семейным, но создал несколько рабочих мест и через 20 лет после своего дал старт росткам нового частного предпринимательства.

Торговлю в столице Алтайского края вести можно, – уверена Светлана – но нужно быть терпеливым, настойчивым, немного удачливым, трудолюбивым, не боятся потерь и всегда верить в себя.

К слову

По информации администрации Алтайского края, в первом полугодии 2010 года в крае открыто 149 новых магазинов, общей площадью 28 тыс. кв. метров. Оборот розничной торговли за 6 месяцев этого года составил 77,28 млрд рублей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах