- Большинство прогнозов развития мировой экономики сходятся в том, что к началу 2010 года низшая точка кризиса уже пройдена. И основной задачей становится выход из рецессии, создание условий для экономического роста. Это, в целом, абсолютно верно. Вместе с тем, сейчас, именно в начале 2010 года, увеличилось количество экономистов, которые не исключают возможности второй рецессии в мире. Об этом аккуратно высказались руководители Федеральной резервной системы, администрации США, Европейского Центрального банка.
Поэтому при всей позитивной тенденции очень важно (особенно в финансовом секторе, у руководителей финансовых институтов должно все-таки отложиться), что могут быть дополнительные сложности в мировом развитии, в мировом росте. Может быть рецессия, могут снизиться снова активы. Снова могут быть убытки. Определенный запас прочности должен быть, это как раз должно отличать финансовые институты, которые формируют соответствующие резервы и выполняют соответствующие нормативы.
Кажется, вот сейчас можно заработать на росте, вот сейчас поймаем... Но не всегда можно рисковать. Рисковать можно только в пределах отработанных схем, отработанных стратегий, которые всегда должны иметь определенный запас прочности.
Конец 2008 года и 2009 год были важными для проверки прочности российской финансовой системы. Наверное, можно сказать, что и Правительство, и финансовая система, и финансовый регулятор - Центральный банк понимали, что такая ситуация возможна, но не понимали, когда она будет и какой глубины будут эти кризисы и вызовы. В целом готовились благодаря возможностям и ресурсам Центрального банка, золотовалютным ресурсам и резервам Правительства. Нам удалось удержать финансовую систему без серьезных потрясений в рамках рабочих, обычных для такого кризиса сложностей. Да, не все банки вышли из этой ситуации удачно. Могу сегодня подвести итоги первого этапа и сказать, что с задачей прохождения пика кризиса финансовая система справилась. Хотя она и выявила много проблем и нерешенных вопросов качества банковской системы, которое должно повышаться.
В начале 2008 года, когда вводили систему беззалогового кредитования, мы тоже не понимали и не считали, что идем на серьезный риск, когда до 2 триллионов рублей Центральный банк эмитировал без залога и предоставил банкам. Но сегодня можно и в части этого проекта сказать, что сейчас в банках осталось чуть более 100 млрд рублей. Основные средства возвращены. Были самые невероятные сценарии, что значительные средства не вернутся, что какие-то банки их уведут, что в период кризиса будет больше нервозности. В целом, могу сказать, что это сработало и благодаря оперативным действиям Правительства, Государственной Думы. Потому что все эти законопроекты были поддержаны оперативно. Все это сработало.
Как и обещали год назад, процентные ставки, ставки рефинансирования Центрального банка со второй половины 2009 года снижаются. Об этом я говорил ровно год назад, не помню, у вас или где-то в такой же ситуации. 13 раз Центральный банк снижал ставки до 8,5%. По мере снижения инфляции мы будем и впредь снижать ставки. Центральный банк будет, по-видимому, снижать ставки.
Мы сегодня находимся в пока еще некомфортной зоне. В условиях высоких цен на нефть. Они сегодня, нужно признать, очень высокие. Цена на нефть, которая держится выше 70 долларов за баррель, у нас была всего два раза - два года, в 2007 и 2008 годах. В сопоставимых ценах за последние лет примерно 40 или 50 эти цены практически самые высокие. Всего два года цена была выше 70 долларов в среднем за год. Это означает, что мы сегодня живем в условиях высоких цен. Снова в условиях очень благоприятной внешней конъюнктуры.
Сейчас опять имеют место и наш фондовый индекс, и снова некоторое укрепление национальной валюты за счет, в том числе, высоких притоков валюты из-за высоких цен на нефть. И мы должны понимать, что если цена будет колебаться, а, возможно, она будет и снижаться, то такого благополучия на рынках, в том числе в стоимости активов и в стоимости нефтяных контрактов, может опять не быть. Нужно аккуратно взвешивать сложившуюся ситуацию.
Один из результатов прошлого года - прошедшие дефолты по плохим кредитам, по компаниям, которые не справились. Больше 500 дефолтов прошло, из которых технических - лишь 10-15 %. При этом объем дефолтов превысил 200 млрд рублей. Наименее платежеспособными в период кризиса показали себя такие сектора как транспорт, торговля, строительство, пищевая промышленность. Именно эти отрасли в благоприятных условиях до кризиса развивались быстрее всех, у них были самые высокие темпы роста. Сегодня надо признать, что эти сектора были несколько перегреты, и цены были очень высокие. Уже приводил неоднократно примеры, что прирост кредитов этим секторам в 2007 году превышал где 20%, где 30%. А в сфере недвижимости прирост кредитов составил 80% в 2007 году. Очевидно, именно эти сектора оказались самыми уязвимыми в период кризиса.
Причинами этого были, как я уже говорил, высокие цены на нефть. Они подпитывали ликвидность в экономике, укрепление рубля, на котором приходили притоки коротких средств и внешняя закредитованность. Были также и проциклические действия Правительства в части государственных расходов за счет нефтегазовых ресурсов. Часто мы слышали, что больше надо тратить, поднимать сектора экономики. Это как раз сослужило медвежью услугу, подняло ликвидность, прирост кредитов в условиях высокой инфляции, прежде всего, тем секторам, которые оказались перегретыми.
С октября 2009 года наблюдается прирост цен на недвижимость. Это сделает сферу недвижимости снова привлекательной. Пойдет больше вложений опять в сферу недвижимости. Но хочу предостеречь, что таких факторов, чтобы цены на недвижимость выросли до докризисного уровня, сейчас не наблюдается. Тем не менее, на ажиотажном спросе или при избыточной ликвидности, которой сейчас достаточно на рынке, мы увидим такой рост цен в недвижимости. Это скорее настораживающий момент.
Если считать, что у нас таких внешних факторов, такого внутреннего спроса больше не будет, то, думаю, те цены на недвижимость, которые были до кризиса, не вернутся. Повторяю, при некотором росте здесь очень важно не втянуться снова в ралли, в котором потом можно снова проиграть. Именно сфера недвижимости во всех кризисах - особенно для финансовых систем - является самым заминированным местом с точки зрения качества активов, качества обеспечения. Поэтому еще раз призываю быть очень осторожными. Нужно идти вперед, но быть очень осторожными, взвешивать, извлекать уроки из прошедшего.
Еще один результат прошлого года - прирост активов на 5%, но кредиты остались на прежнем уровне. Мы по-разному оценивали возможности прироста кредитов в условиях падения ВВП. Когда отрасли сворачивают часть деятельности, увеличить кредитование сложно. А когда часть кредитов осталась еще проблемной, то приходится значительно наращивать резервы. Банки накопили резервы до 2 трлн руб. Но в случае не такой уж благоприятной ситуации экономического роста или повторной мировой рецессии 2 трлн руб. - не так много. Эти 2 трлн могут потребоваться.
Знаю настроения сейчас: распустить резервы активнее, показать прибыль, втянуться в другие операции. В целом, резервы сократятся, поскольку мы имеем положительную тенденцию. Но, опять же, и здесь нужно быть очень осторожным. В конце этого года и весь следующий год сохранится некоторая неопределенность в прогнозах развития секторов экономики. Прирост кредитов оцениваю в этом году, может быть, в 5%, может, в 10%. От 5% до 10% - это оптимистический прогноз. Это будет умеренный прирост, хотя, повторяю, мы приветствуем работу с реальным сектором. Для этого и создается финансовая система. Именно финансовая система должна сегодня показать профессионализм в отборе проектов, в оценке качества проектов предоставления кредитов.
Еще один неплохой результат - количество банков у нас уменьшилось. Банки, можно сказать, прошли тест кризисом. За прошлый год отозваны лицензии у 119 банков. В начале текущего года было отозвано еще несколько лицензий, и количество банков стало впервые меньше тысячи. Примерно 10 дней назад их было 997. Продолжается консолидация банковского сектора, это очень позитивный процесс. В целом, за прошлый год объем капитала у банков увеличился, и это тоже позитивно. Активы банковской системы с начала года составили 75% против 67% годом ранее.
Полную версию выступления Алексея Кудрина читайте на официальном сайте Правительства РФ