У нас появилась возможность «пролить свет» на эту тему с точки зрения Счетной палаты Алтайского края – благодаря тому, что ее руководитель Надежда ЮДАКОВА на апрельской сессии Заксобрания представила краевым парламентариям отчет о работе за 2011 год.
Главные выводы ее доклада: качество управления государственными и муниципальными финансами по-прежнему «хромает», доходный потенциал бюджетной системы края далеко не исчерпан, некоторые краевые, муниципальные и ведомственные целевые программы страдают …невысоким уровнем исполнения, но вот нецелевого использования бюджетных средств стало меньше.
Сумма внушительная, но ничего страшного?
В прошлом году под пристальное око сотрудников Счетной палаты попали 237 «объектов», в т.ч. 15 государственных и 97муниципальных органов управления, 22 краевых государственных и 45 муниципальных учреждений, семь краевых государственных и десять муниципальных унитарных предприятий и еще 40 организаций различных форм собственности.
Общий объем проверенных средств (с учетом внешних проверок отчетов об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования) составил 111519,3 млн рублей. При этом объем выявленных нарушений в использовании средств бюджетов всех уровней «измерен» в 1 миллиард 232 миллиона и еще 800 тысяч рублей.
Сумма внушительная, но, как следует из пояснений Юдаковой, это не безвозвратная потеря (увод и прочие очень нехорошие моменты, – прим. ред.). Большая ее часть – это «бумажно» учтенные «нарушения статей бюджетного кодекса при формировании и исполнении бюджетов, нарушения исполнения бюджетной отчетности, использование собственности и т.д.».
Не по целевому назначению использовано «всего»10 миллионов (в 2008 г. эта сумма составляла почти 100 млн). 398 миллионов рублей использовано как-то «неправомерно», а четыреста – просто неэффективно.
Характер – системный
По части «несоблюдения принципа результативности и эффективности» бюджетных средств отличились практически все проверенные в 2011 г. муниципальные образования (Алейский, Волчихинский, Змеиногорский, Немецкий, Поспелихинский, Смоленский,Тогульский, Третьяковский, Усть-Пристанский, Шелаболихинский районы, Заринск).
Речь, как правило, идет о «непродуманном» использовании муниципальной собственности, нецелевом и неправомерном расходовании субвенций и субсидий из краевого бюджета; завышенных объемах по строительству и ремонту муниципальных объектов; бюджетном финансировании убыточной деятельности «коммунальщиков» и т.п. Нарушения и недостатки, отмечается в отчете, «носят системный характер».
Бороться с ними, судя по всему, предлагается «воспитательно-образовательными» методами. Счетная палата по ходу проверок полномочна писать представления «для принятия мер по устранению нарушений» (выдано 96), о возмещении причиненного ущерба (предложено устранить нарушения на сумму 451,1 млн руб., из которых в краевой бюджет 85,4 млн руб.), и привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
Речь идет о дисциплинарной и административной ответственности, уголовная – по другим ведомствам. Результаты проверок некоторых «объектов» (в т.ч. Рубцовска на предмет прохождения отопительного сезона, что было поручено СП Заксобранием, – прим. ред.), переданы в правоохранительные органы, но «реакция» на них пока неизвестна.