Надежды наших аграриев на то, что ещё немного «протеплеется», и они смогут дособрать ушедшую под снег часть урожая, не оправдались. Сводки с полей о ходе уборочной, публикуемые Главным управлением сельского хозяйства региона на своём сайте, окончательно замерли первого ноября.
Безвозвратные потери
А на минувшей неделе губернатор края подписал постановление о введении режима чрезвычайной ситуации во всех районах края (за исключением Солонешенского), а также в Славгороде и Барнауле. Он даёт правовую основу для обращения в Минсельхоз за возмещением хозяйствам части затрат, связанных с гибелью урожая сельскохозяйственных культур в результате воздействия неблагоприятных агрометеорологических условий.
«Воздействие» у нас нынче, как известно, было непрекращающимся.
Одни крестьяне пострадали от наводнения (потеряно 12 тысяч га посевов и 580 голов скота), другие – из-за недостатка влаги. По данным Александра ЧЕБОТАЕВА, начальника регионального ГУСХ, в 17 районах края от засухи погибло свыше 165 тыс. га сельскохозяйственных культур; помимо этого на 17 тысячах гектаров посевы были выбиты градом. Осенью случились перманентные дожди и сильно преждевременный «зимний привет» – такой ситуации не было в течение 96 лет метеонаблюдений (см. «АиФ-Алтай», №44, «Снегополя»). По информации Александра ЛУКЬЯНОВА, «аграрного» вице-губернатора, в целом по краю под снег ушло порядка 400 тыс. га сельхозкультур (200 тысяч – пшеница, 200 – гречиха). А общий ущерб с учётом всех перечисленных факторов оценивается в полтора миллиарда прямых затрат!
За чем особый контоль?
В настоящее время в регионе завершается формирование реестра пострадавших сельхозтоваропроизводителей. По словам Лукьянова, эти документы в Минсельхоз России на экспертизу чиновники намерены представить в ближайший четверг, 13 ноября. После чего останется ждать, когда на федеральном уровне будет рассмотрена «возможность оказания дополнительной господдержки аграриям». Напомним, тот же путь был пройден в 2012 году, когда у нас был режим ЧС из-за жесточайшей засухи.
Тогда пострадало более 3 млн га посевов, 600 тысяч сгорело полностью; ущерб оценивался в 3,1 млрд рублей, документы на возмещение предоставили 942 хозяйства. «Сверху» пришло немногим более 412 миллионов…
Между тем, своею властью краевые чиновники взяли под особый контроль «финансовое состояние сельскохозтоваропроизводителей, выплату зарплаты, расчёты по обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, расчёты с кредиторами». А также обеспечение их, производителей, «семенами, ГСМ и другими материально-техническими ресурсами для проведения комплекса весенних полевых работ в 2015 году». Но вот сколько хозяйств не дотянут до этих весенних работ – кто его знает? Алтайские аграрии сплошь да рядом закредитованы и перекредитованы – ни малейшего «подкожного жирка» у большинства из них нет. И, хотя, по словам Лукьянова, режим ЧС даёт им возможность рассчитывать на трёхлетнюю пролонгацию кредитов, не факт, что это удастся – у банков свои резоны.