Аркадию Голубеву надоело перемещаться пешком, он купил автомобиль. На нового железного коня, если не считать таковым российскую «Гранту» или импортного «Матиза», денег не хватало. Поэтому решил купить с рук – по объявлению в Сети.
За неделю нашёл подходящий вариант в Барнауле, ударил по рукам и стал обладателем авто.
Первые сомнения
Через месяц, когда эйфория от покупки прошла, стали Аркадия грызть сомнения: как-то всё гладко прошло, и главное – стоимость авто была ниже всех остальных из этого класса. Стал «копать» и через знакомых выяснил, что машина кредитная – куплена одним хозяином и в течение 5 дней без регистрации в ГИБДД продана другому. Второй владелец тоже не стал долго ждать, а продал авто через 10 дней Аркадию. Якобы из-за вмятины на бампере и собственного принципа не ездить на битых машинах. При этом Аркадию он показывал все чеки первого владельца и собственный договор купли-продажи – мол, всё чисто. Дополнительные подробности Аркадию выяснить не удалось – мобильный телефон продавца перестал отвечать, и он понял, что «попал».
Другой барнаулец, Илья, сменил в своей жизни уже немало машин и всегда считал себя стреляным воробьём. В январе он купил с рук «Рено». Перед сделкой проверил все документы: паспорт транспорт- ного средства (ПТС) был оригинальным, с одним собственником, который владел авто на основании договора купли-продажи. Илья купил «Рено» по доверенности, оформленной нотариально – сделали и договор, где было написано, что автомобиль свободен от прав третьих лиц. И, несмотря на все предосторожности, спустя три месяца Илья узнал, что машина находится под ограничением. Перспективы доказать добросовестность покупки и оставить авто у себя минимальны. «Неужели возвращается беспредел 90-х, когда у человека могут отобрать законно приобретённое имущество?» – возмущался в разговоре с друзьями Илья.
Однако это – не беспредел. Отобрать сегодня автомобиль могут на вполне законных основаниях.
Залог – за имуществом
Кредитные машины, сегодня, пожалуй, самый опасный вариант, с которым может столкнуться покупатель подержанного авто. Купив «конструктора», «утопленника» или «перевёртыша» покупатель, конечно, получит море проблем, но при этом хотя бы останется с тем, что можно условно назвать транспортным средством. Да, требующим вложений, но всё же транспортом. А в случае приобретения кредитной машины счастливый владелец в скором времени остаётся и без объекта своей страсти, и без денег. В принципе, за сокрытие аварийного прошлого авто, скручивание пробега российские законы ответственности не предусматривают. А вот продажа заведомо кредитной машины попадает под несколько статей Уголовного кодекса. Однако пострадавшему от мошенников рассчитывать на справедливость не стоит – схема реализации кредитных авто отработана до мелочей.
По словам Олега ТУМАШОВА, барнаульского коллектора, жертвами финансовых махинаций, связанных с автокредитованием, становится всё больше жителей края. В настоящее время только в их агентстве ищут более 30 заложенных в разных банках автомобилей. Только один из пяти кредитных автомобилей обнаруживается сразу – остальные приходится искать. В половине случаев такие машины находят в других регионах страны. Чаще всего это Новосибирск и Кемерово.
Одна из схем выглядит так – некий гражданин идёт в автосалон и покупает в кредит новый автомобиль в самой ходовой ценовой категории. Через пару месяцев машина снимается с учёта. Паспорт ПТС кредитной машины по идее должен храниться в банке, но, во-первых, банки ждут, когда владелец этот ПТС принесёт. Во-вторых, ПТС у банка всегда можно взять под благовидным предлогом – например, для восстановления потерянного регсвидетельства. И, в-третьих, ГИБДД всегда может выдать дубликат ПТС вместо «утерянного».
В итоге автомобиль со всеми необходимыми документами выставляется мошенниками на продажу. Как вариант – кредитная машина перепродаётся следующему частному лицу, затем уходит через перекупщика. После этого за неё ещё месяц выплачивается кредит, дабы новый владелец спокойно поставил её на учёт, затем платежи прекращаются.
Служба безопасности банка, судебные приставы или коллекторы быстро находят машину и возвращают её банку. Проще не покупать кредитный автомобиль, чем потом с ним мучаться.
Рассмотрим ПТС
Так как купить с рук «чистый» автомобиль? 100% гарантии нет, но, соблюдая некоторые правила, можно существенно снизить риск.
- Первое, что необходимо сделать, – оценить продавца: не нервничает ли, продаёт ли автомобиль сам владелец либо какой-то непонятный посредник. Задавайте как можно больше вопросов. Выслушав легенду продавца, через пару минут вернитесь к наиболее интересным моментам и раскрутите историю с обратной стороны. Любые нестыковки должны насторожить.
- Второе – внимательно изучайте ПТС. Остерегайтесь длинных цепочек владельцев в ПТС, если за несколько месяцев машина прошла через несколько рук. Низкая цена на хороший автомобиль – дополнительный фактор риска.
- Третье – нужно перепроверить автомобиль всеми возможными способами: по базам данных заложенных автомобилей, которые есть в Интернете(они не полные, но других пока нет). Можно направить запрос в центральный каталог кредитных историй ЦБ РФ или в любое частное бюро кредитных историй. Ещё автомобиль можно проверить на посту ДПС – не числится ли авто в угоне. Плюс можно выяснить статус автомобиля в автосалоне, где он приобретался. Впрочем, для автомобиля, который находится в залоге не у банка, а у ломбарда, это не поможет.
- Четвёртое. Оформляя сделку купли-продажи автомобиля, потребуйте, чтобы продавец указал в документах фактическую стоимость транспортного средства. В ДКП нужно прописать, что автомобиль свободен от обременений, не находится в залоге ни у банков, ни у ломбардов. Можно оформить ДКП через нотариуса, но надо помнить, что нотариус заверяет лишь подлинность подписей участников сделки, а не всю её чистоту.
Если не покупать автомобиль у «мутных» граждан, соблюдать осмотрительность и проверять подноготную автомобиля – многих подводных камней можно избежать. Ну, а полностью избавить себя от проблем можно только покупкой нового автомобиля у официального дилера. Пусть даже в кредит.
Мнение эксперта
Юрий ШАТАЛОВ, автоюрист:
– При покупке автомобиля следует обратить внимание на следующие факты. Первое – цена ниже рыночной. Второе: не оригинал, а дубликат ПТС. Когда ПТС находится в залоге у банка, «предприимчивые» должники могут оформить дубликат. Поэтому наличие дубликата ПТС также должно насторожить покупателя.
Внимательно изучите документы продавца, записан ли он в ПТС. Изучите сам ПТС – запись в ПТС, что автомобиль приобретён не по договору купли-продажи, а по договору поручения или лизинга должна насторожить. Попросите у продавца договор купли-продажи, по которому он приобретал этот автомобиль.
Я рекомендую в договоре купли-продажи обозначить именно ту сумму, за которою приобретается автомобиль – так безопаснее для покупателя.
Мнение власти
Людмила ГУДОВА, пресс-секретарь УФССП России по Алтайскому краю:
– В отделах судебных приставов Алтайского края на исполнении находится более 53 тыс. исполнительных производств о взыскании задолженности по кредитам с физических лиц. Общая сумма просроченных долгов жителей края – 23 млрд рублей.
Чтобы обезопасить граждан от покупки заложенного имущества советуем очень тщательно читать документы, которые предоставляются покупателю, а также обращаться в регистрирующий орган, например, в ГИБДД, если это касается покупки автомобиля, для того чтобы убедиться, что данное имущество не является залоговым.
На сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (www.r22.fssprus.ru) функционирует банк данных исполнительных производств, который даёт возможность гражданам не только проверить наличие за собой задолженности, но и оплатить её через Интернет.
Судебные приставы перед покупкой автотранспортных средств советуют обратиться в МРЭО ГИБДД, чтобы узнать о возможном запрете на проведение регистрационных действий на приобретаемый автомобиль. Либо проверить продавца по базе данных исполнительных производств УФССП.
Только новый
Андрей ЛУКОВСКИЙ, фотохудожник Алтайского краевого театра драмы им. В. М. Шукшина:
– Не так давно сам начал размышлять на тему оптимального для жизни автомобиля, но практически сразу пришёл к выводу – автомобиль должен быть только новым.
Пусть это будет небольшой автомобиль городского размерного класса «А» или «В», пусть он уступает в мощности и престижности всем внедорожникам, но это лучше, чем покупать подержанное авто с рук, пусть и выше классом. Плюс маленьких автомобилей – они более экономичны и им всегда найдётся место на парковке.
Новый автомобиль избавляет владельца от множества возможных проблем – там стоит свежий, не «убитый» грубой эксплуатацией двигатель, там не курили в салоне, автомобиль не участвовал в ДТП, находится в прекрасном техническом состоянии и на гарантии, и при этом избавлен от возможных кредитных проблем.
Другое дело автомобиль с рук – это всегда «кот в мешке». Чем старше автомобиль, чем больше его пробег – тем больше он потребует сил и вложений от своего владельца. Так что лучше – брать нового экономичного «малыша» или «баржу» 20-летней давности с пробегом в 200 тысяч километров, которая обладает хорошим аппетитом не только на бензин, но и на масло? Ответ, мне кажется, очевиден…