Так принято после любого серьезного ЧП, тем более президент уже озадачил губернатора списком виновных чиновников. А Следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ по Алтайскому краю еще 9 сентября начало проверку «по сообщению о ненадлежащем исполнении должностными лицами своих обязанностей, приведших к пожару» (было ли таковое сообщение или это подходящая формулировка, чтобы включиться в работу по пожару, в данном случае не суть важно, – прим. ред.).
Часы отстали или убежали?
Тем, кто будет «сводить концы с концами» в этом ЧП (мы говорим не только о «правовых» структурах), нужно быть терпеливыми и безоглядно честными. При всей вере специалистам, что верховой пожар да еще при сильнейшем ветре, – вещь страшная и «малоуправляемая», что лесная пожароохрана с некоторых пор хромает как минимум на одну ногу, нужно разобраться: все ли было сделано и сделано как надо?
«Лесники», пожарные, приданные им «силы», все непосредственные участники «остановки» и тушения огня, бились из всех сил, действительно с риском для жизни: к кому к кому, а к ним вопросов нет. А вот вообще вопросы есть.
Не последние из них: как необъятный очаг огня, бушующий на сопредельной территории Казахстана, «неожиданно» оказался у границы; когда именно огненный фронт ворвался на территорию края? Между двумя обнародованными официальными «административными» источниками сведениями о появлении на алтайской земле «незваного гостя» – 14.27 мин. и 15.27 мин. – есть разница.
Причем, если «помножить» этот час на скорость ветра в 28-30 м/с, то может родиться подозрение, что огонь «гулял» свободно…
А что тогда делать с информацией краевого МЧС: «8 сентября, в 15:50 (мест.) от оперативного дежурного Управления лесами поступило сообщение о том, что с территории республики Казахстана возможен переход трансграничного верхового лесного пожара в сторону населенных пунктов Неводное и Николаевка Михайловского района. В 16:30 (мест.) в результате сильного ветра пламя перекинулось на территорию Алтайского края»?
Ау, стрелочник…
Конечно, многие информационные разночтения при чрезвычайном режиме действий можно объяснять именно чрезвычайностью, невозможностью точной проверки информации, элементарными ошибками «исполнителей», которые нервничают, устали и так далее…
Можно, но не нужно, потому как это наводит на мысль, что нет полного единения в действиях «команд», которые в экстренных случаях должны действовать слаженно на «автоматическом» уровне. Увы, но пока довольно отчетливо проскальзывает «автоматическая» привычка руководящих структур и ведомств рапортовать о том, что с их-то стороны все было сделано как надо, и когда надо. А при таком «разборе полетов» виновным в серьезных последствиях Николаевского масштаба может оказаться несколько «стрелочников», причем, мелких…