Примерное время чтения: 19 минут
469

Москвичи испытали «гуманитарный шок» от лесного богатства Алтая

Барнаул, 21 июня - АиФ-Алтай. Более двух тысяч километров по территории девяти районов региона проехали за семь дней участники журналистского автопробега «Алтайский край – заповедный». Он был посвящен Году охраны окружающей среды, и стал продолжением традиции автопутешествий корреспондентов региональных и федеральных СМИ по алтайским просторам.

Правда, в отличие от маршрутов «Малое…» и «Большое Золотое кольцо Алтая», нынешнего на туристической карте региона нет (пока, во всяком случае). Но жадная до новых знаний и впечатлений пишущая/снимающая братия (в том числе журналист «АиФ-Алтай») охотно откликнулась на «пионерское» приглашение краевого Управления по печати и информации в содружестве с региональным «туристическим» управлением.

На старт! Фото пресс-службы краевой администрации

«Вешки» автопробега выглядели весьма заманчиво: ленточные боры, могильники и поселения «до нашей эры», обнаруженные археологами в Ребрихинском районе, целебные озера (Горькое, Мормышенкское и др.), Тигирекский заповедник, долина «французских виноградников»…

Партнерами тура стали автоцентр «Тойота» и Барнаульский пивоваренный завод.

Рос и расти будет!

Ну, казалось бы, что нам, местным, «искать» еще в знакомых алтайских лесах (если не грибы-ягоды, конечно, которым пока не сезон, в отличие от безразмерных комаров, – прим. ред.)? Ан нет! Заедешь вглубь – голова кружится от величия вековых сосен, зелени размашистого ельника, запаха хвои и травы.

Московские коллеги, между нами говоря, вообще испытали «гуманитарный шок» от нашего лесного богатства, тем более, что перед поездкой почерпнули из Интернета «инфу» о почти тотальном уничтожении алтайских ленточных боров.

В том, что слухи слишком преувеличены, журналисты убедились не только посмотрев налево/ посмотрев направо и выслушав «экскурсоводов» в ряде лесных хозяйств (включая Сергея Самсоненко, начальника краевого Управления лесами), но и взмыв над зелеными массивами на двух вертолетах с Павловской базы авиаслужбы охраны лесов.

Час полета на таком «Робинсоне» стоит 45 тысяч рублей. Фото Светланы Лырчиковой

К слову сказать, легких на подъем «Робинсонов» у Авиалесоохраны «Алтай» четыре единицы, базирующихся на трех оперативных авиационных точках (Павловская, Чарышская, Волчихинская). Их предназначение – авиационное патрулирование лесов, поисково-спасательные работы, «соучастие» в мероприятиях по предотвращению ЧС, связанных с лесными пожарами и т.п. При том, что каждый вертолет куплен не то за 22, не то за 25 миллионов рублей, а себестоимость часового полета «Робинсона» – 45 тысяч за час, «крылатые помощники» лесников себя оправдывают.

Участникам автопробега привели немало примеров полезности этой недешевой техники, но самый красноречивый из них связан с недоброй памяти «пришлым» из Казахстана верховым пожаром в Михайловском районе в сентябре 2010 г., когда выгорело свыше 10 тысяч га леса, а в селе Николаевка сгорели почти 240 домов.

Тогда легкие маневренные вертолеты на «ять» сработали на определение масштабов стихийного бедствия, отслеживание направлений движения верхового огня и координацию действий «сил наземного пожаротушения».

Как «присоседиться» к президенту

Полет на вертолете (если ты не профессиональный летчик, а журналист) – вещь впечатляющая (синхронный взлет пары «Робинсонов» – отдельная «песня»!). Но и «восхождение» на пожарную вышку – это что-то с чем-то!

Такая возможность была предоставлена «автопробеговцам» в Егорьевском районе. И для того, чтобы увидеть «леса налево/леса направо», и для того, чтобы ощутить, что «наша служба и опасна, и трудна»… Перефраз классического «редкая птица долетит до середины…» – то самое описание для дальнейшего.

С самого верха пожарной вышки за лесом следит... женщина! Фото Светланы Лырчиковой

Но те, кто по железной конструкции, гудящей от ветра, поднялся-таки на самую верхотуру вышки, обомлели от открывшейся панорамы, и от того, что там, в маленькой будочке, правда была женщина!

На земле «заметка» о том, что наверху работает – наблюдает человек, казалась розыгрышем для доверчивых журналистов, но – ничего подобного!

Из 157 пожарных вышек, расположенных в лесных угодьях края, пока только 57 оборудованы видеокамерами. С остальных за возможными очагами возгорания наблюдают люди, как правило, женского рода! Потому что у них (нас!) взор острее и терпения больше.

Чем реагировать на обнаруженные пожары участниками пробега тоже показали – на двух «разнорайонных» пожаро-химических станций. Вторая – в Волчихинском районе – особенно впечатлила, но она и есть одна из лучших в крае: там есть такие пожарные машины- махины, которые везде пройдут – везде прольют!

Но самое, пожалуй, замечательное, что встретилось в поездках – прогулках под сенью сосен – это лесники (подразумеваем всех работников лесных хозяйств).

Интересно
В Буханском лесопитомнике (Мамонтовский район) лесоводы нам «открыли Америку»: береза – самое прихотливое растение «в детском саду»!

Надо слышать, с какой теплотой они рассказывают о своей работе и «подопечных», как «нянчатся» с молодой порослью в лесопитомниках. В них, надо сказать, выращивают не только сосну, ель, лиственницу, но и дубки, рябину, березу для полезащиты (посадки новых лесополос начнутся в крае в 2014 г., ежегодно планируется засаживать от 600 до тысячи га, а один «древесный» гектар поглощает 30 тонн пыли! – прим. ред.). 

А в Егорьевском питомнике участникам автопробега доверили доброе дело – посадку годовалых сосенок (буквально в десяти шагах от «гектара Путиных»!).

Работать в десяти шагах от «гектара Путиных» почетно! Фото Светланы Лырчиковой

Конечно, под руководством бывалых – ребят из школьных лесничеств, которые «на дорожку» посвятили усердных помощников в «Хранители леса».

К слову сказать, свой рядок сосенок там может посадить каждый – было бы желание. И желание таковое, говорят местные лесники, у разных людей возникает нередко. Они и деньги готовы платить, чтобы завести именной рядок сосен.

Дождь против «таблеток»

А вот чтобы попасть в единственный в крае заповедник – Тигирекский – одного желания, пожалуй, мало.

Во-первых, это строго охраняемая природная территория, где действует пропускная система. Во-вторых, подняться на одноимённый горный хребет, в пределах которого и лежат 40 гектар заповедных земель, можно только двумя способами. Либо пешком и долго, либо часа за три на «адаптированном» к местности транспорте (в заповеднике для этого используют отечественные УАЗы-»таблетки»).

»Таблетки» пройдут! Фото Светланы Лырчиковой

Журналистам был предложен именно этот способ, но и в нем есть «но»: передвигаться по холмисто-увалистому плато с крутыми склонами можно только в сухую погоду. Поскольку погода у нас нынче мягко сказать, капризничает, экспедиция в заповедник удалась нам лишь наполовину.

Не успели мы на главном кордоне ноги размять после тряской дороги, как за заповедную черневую тайгу и кедрач «зацепилась» большая дождевая туча.

Гостеприимным хозяевам ничего не оставалось, как совместить рассказ о краснокнижных животных и растениях Тигирека с «кормежкой» гостей (уха из хариуса была бесподобна!), чтобы побыстрее отправить их обратно.

Спешность проводов нам окончательно стала понятна, когда на обратном пути – всего-лишь после «капельного» дождя! – застряла сначала одна «всепроходимая» машина, потом другая…

Сами работники заповедника (их всего 29 человек) передвигаются по вверенной территории на лошадях или квадрациклах. Сейчас это менее 70 тысяч га (вместе с охранной зоной заповедника).

Павел Дершиев, заместитель директора по охране территории, высказал нам мечту увеличить ее хотя бы до ста тысяч гектаров: сейчас зверям просто тесно! Ведь их здесь, как говорится, пруд пруди: 64 вида млекопитающих.

А еще на Тигиреке обитают 170 видов птиц. 38 видов обитателей заповедника внесены в Красные книги России и Алтайского края. Здешняя флора еще богаче – свыше 700 видов, сорок из которых «краснокнижные».

Очень жаль, что погода спутала наши планы на экскурсию по заповедным тропам, но и краткого «экскурса» всем хватило, чтобы восхититься окружающим видом, коврами огоньков на склонах, «белками» (горы, на которых всегда лежит снег, – прим. ред.), видимыми в перспективе… и пожелать себе обязательно вернуться на Тигирек – желательно на несколько дней. Благо, что в заповеднике начинают развивать познавательный туризм и уже построили несколько домиков для путешественников.

Но, конечно, он никогда не станет «бойким» туристским местом. Во-первых, это противоречит смыслу заповедной территории (ученые вообще предпочли бы видеть его закрытой научной лабораторией! – ред.). Во-вторых, труднодоступно: тургруппы, особенно с детьми, везти по крутой, с обрывами, дороге никто не возьмется (добро пожаловать ножками!). Но истовые любители – ценители природы и мудрой тишины могут найти на Тигиреке гостеприимный приют.

Живые ищут карету из золота, а скелет без головы – археолога

В Краснощековском районе, со стороны которого «автопробеговцы» поднимались в заповедник (он захватывает еще территории Третьяковского и Змеиногорского районов, – ред.), «манком» для путешественников еще является гора Мурзинка. Крутой подъем тоже гарантирован (только по наезженной дороге и без обрывов справа и слева), как и великолепная понорама.

Легенда гласит, что во глубине веков Акинфий Демидов обнаружил здесь залежи золота и серебра. От императрицы он этот факт скрыл, золотодобычу вел скрытно.

Но ясно дело – тайное стало явным, Екатерина разгневалась. Дабы задобрить матушку, Демидов велел отлить для нее золотую карету. Однако государыня все – же отобрала у него землю, а золотопромышленник закопал карету где-то «в районе Мурзинки».

В советские времена в горе обнаружили… нет, не карету, драгоценные ископаемые, и сейчас на одном из склонов Мурзинки одна компания ведет добычу. За старателями «присматривает» дружелюбный пес Барбосик, иначе что ему еще делать на этой горе?

К слову о байках. Пресимпатичную рассказали нам в Ребрихинском районе, где в кургане был обнаружен скелет человека андроновской культуры – без головы.

По словам археолога Сергея Запрудского, умерших людей этой эпохи согласно обряда сначала хоронили «целиком», потом раскапывали, перемешивали кости с землей и отрывали голову.

Находка сейчас хранится в районном музее, а его работницы якобы периодически пишут заявление на увольнение, ибо их «утомляет» андроновский скелет. Он время от времени начинает ходить по музею: то ищет свою голову, то того археолога, который достал его из векового ложа…

На родине поэта Геннадия Панова. Фото Светланы Лырчиковой

На одной этой истории можно такой сюжетец для туристов развить! А Ребрихинский район – это еще и «бобровый» заказник «Касмалинский», памятник природы «Балочная система», родина поэта Геннадия Панова и краевых литературных «Пановских чтений», известного борца и актера Алексея Ванина (его имя теперь носит районный дом культуры, – ред.).

Первый в мире!

Не только массу впечатлений, но и вагон практической пользы можно получить от озерного Алтая. Взять, к примеру, озеро Мормышанское в Романовском районе с его рапой и сульфидно-иловыми грязями. Или озеро Горькое, состав воды которого близок к «Ессентукам-17». Лечись на здоровье, достойные условия уже создаются.

В Егорьевском районе под Горькое достраивается отличная турбаза с грязелечебницей круглогодичного режима. Вопрос отопления инвестор решил инновационно: если очень упростить, то тепло будет поступать из земли по глубинным шлангам, а в дело пойдут еще и солнечные батареи. Откроется база в будущем году.

Вообще, как только Егорьевский район, позиционирующий себя как «Озерный край – сосновый рай» (и не преувеличивают ведь! – ред.), вошел в маршрут «Большое Золотое кольцо Алтая» строительство туристических объектов началось в нем усиленными темпами.

На глазах меняются и «интерьеры» Гуселетовских озер. Хороший тон задает лечебно-оздоровительный комплекс «Гуселетовские плесы», где «рулит», между прочим, Сергей Неверов, кандидат исторических наук, недавно доцент классического университета.

Эти плесы, между прочим, претендуют на попадание в историю мировой культуры: 6 июля здесь торжественно откроется Музей гуся. Первый, говорят, в мире!

Неверов и его товарищ-единомышленник, директор музейного центра АлтГУ Генрикас Нехведавичюс собрали более пяти тысяч предметов с изображением гуся – птицы-оберега, почитаемой многими народами. В том числе – уникальную нумизматическую коллекцию. Гусь, по словам Генрикаса Леоно, – одна из самых интересных птиц, живет дольше всех пернатых – 20 лет, и он, оказывается, более верный, чем лебедь.

Ему бы хотелось, чтобы музей нес не только популярную информацию, но и был научно-учебным центром:

– Мы собрали книги, игры – все, что связано с этой птицей. Так, дети смогут, к примеру, сделать гуся в технике оригами, а заодно и получить ценную информацию о нем. Экспозицию каждый год планируется менять – она будет тематической.

«Изюминки» и виноградинки

«Изюминки» участникам автопробега встречались на всем протяжении пути. Будь то колесо обозрения в Мамонтово (представьте себе, в селе, хоть и райцентре, 24-метровое!), или изобилие белых грибов (в Егорьевке первый слой уже прошел), или дивные «гостевые» дома.

В Краснощеково мы останавливались у изумительной хозяюшки Ольги Михайловны. В начале 90-х, когда окончательно рассыпались «коллективные формы хозяйствования», женщина самостоятельно освоила мыловарение, потом научилась шить шапки и варежки из меха, дальше взялась за резьбу по дереву, «осилила» ковку железа и на «десерт» научилась превращать строительную пену во что угодно (козырек веранды одного ее гостевого дома поддерживают атланты в человеческий рост!).

А хозяин одной из пасек Алтайского района, Слава Медовуха, – вообще «песня» (это не фамилия, конечно, но ему нравится, когда его именно так называют, – прим. ред.).

Коренастый, румяный, в широкой рубахе с изображением обитателей пасеки, он расхаживает среди ульев и мягким голосом рассказывает, как поет: «Разновидности у нас тут разные, зачем вам запоминать? Пчелки же вообще делятся на два вида: правильные и …не очень…».

Правильными пчелами Слава вот-вот начнет оздоравливать людей: он достраивает деревянную «капсулу», где можно будет спать на пчелах. То есть, спать – то придется на лежанке, под которой будут пчелки, специальным образом изолированные. Для них процедура безопасна, для человека полезна (говорят, в привычке у президентов некоторых стран, – прим. ред.).

Туристам предлагают спать на матрасе из живых пчел? >>

На стене остался автограф Виктора Ерофеева. Фото Светланы Лырчиковой

На пасеке есть кладовая, где гости дегустируют разные виды здешнего меда и медовуху. На одной из ее стен они оставляют автографы (отметились, в частности, посол Пакистана, еще кто-то англопишущий, Венечка Ерофеев (и участники автопробега, конечно, – прим. ред.). Свободное место на ней еще есть, но если у Славы и дальше так дело пойдет, то это ненадолго.

Среди «изюминок» участники автопробега «Алтайский край -Заповедный» нашли и виноградинки. На плантации в Алтайском районе, где высажены три гектара виноградной лозы из провинции Франш-Конте, с которой у нашего региона давние дружеские отношения.

В магазинах алтайское вино из французского винограда пока не найти. Фото Светланы Лырчиковой

Скептики, предвещавшие нездешнему винограду вымерзание, вымирание и прочее могут, что называется, «отдыхать». Плантации ухожены-обихожены, а на Алтайском винзаводе в дубовых бочках вызревает вино «Алтайская лоза» – столовое белое и красное.

В магазинах его пока нет, но участники автопробега (которые не за рулем, конечно), продегустировали, и каждый собственноручно закупорил свою «подарочную» бутылочку. Такая возможность предоставляется всем туристам, которые «заглядывают» на виноградники и на винзавод.

На дорожку…

Вообще, возможность увидеть все описанное и пока пропущенное («Бирюзовую Катунь», выставочно- туристический комплекс «Конный двор» в Новотырышкино, где во всей полноте представлен и проект будущего курорта «Белокуриха-2»; достраиваемое первое казино в «Сибирской монете»), есть у каждого, кто легок на подъем и не потерял вкуса к новым впечатлениям. Уже хотя бы потому, что все дороги проезжие (есть и преотличные, к пр. на Белокуриху, Бирюзовую Катунь, от нее на «Сибирскую монету» и др.); в любом районе есть, где остановится, и на любой дороге – где покушать.

 

 

Цены «кусаются» только в очень «раскрученных» местах, но и там можно найти «бюджетные» варианты размещения и питания. Но впечатления – на «вечную» память! – дороже стоят. А впечатления – потрясающие!

«Бирюзовая Катунь» и «Сибирская монета»: грандиозные планы и реальные возможности >>

Отдых на «Бирюзовой Катуни» власти обещают сделать дешевле >>

От имени 22-х участников автопробега федеральных и региональных СМИ «Алтайский край – заповедный» подписываюсь.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах