Двенадцатый год подряд фестиваль «Сибирская Масленица» приглашает в Алтайский край тысячи гостей. И есть среди них особенные, такие, как Геннадий Шаталов, человек, чьи познания о массовых праздниках и событийном туризме высочайшего экспертного уровня.
Мы задали председателю Правления ФРОС Region PR, члену Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму несколько вопросов о туристических преимуществах Алтая и «Сибирской Масленице».
Успешное развитие проекта
– Геннадий Васильевич, вы порекомендовали поездку на «Сибирскую Масленицу» в Алтайский край, назвав фестиваль «ярким и незабываемым действием». Наслышаны?
– С фестивалем «Сибирская Масленица» я знаком уже несколько лет, наше знакомство состоялось, благодаря Национальной премии Russian Event Awards. В 2016 году фестиваль стал победителем регионального конкурса в номинации «Лучшее туристическое событие по популяризации народных традиций и промыслов». И вот с тех пор я по роду своей деятельности внимательно слежу за успешным развитием данного события.
– Как меняется отношение жителей страны и гостей из-за рубежа к событийному туризму?
– Событийный туризм – сравнительно молодой и динамично развивающийся вид туризма. Туры на события, сочетающие в себе традиционный отдых и посещение зрелищных мероприятий, постепенно завоёвывают всё большую популярность. И у нас в стране, и за рубежом всё больше людей стремятся максимально интересно провести свой отпуск или выходные дни. Событийный туризм набирает популярность среди энергичных, современных людей, которые знают, чего хотят, и сами планируют свой отпуск.
В пользу популярности событийного туризма свидетельствуют результаты проведения Чемпионата Мира по футболу у нас в стране.
Драйвер развития туризма
– Что важно понимать регионам с точки зрения развития туристической привлекательности? Конкурент ли событийный туризм природным и историческим достопримечательностям?
– Событийный туризм – это драйвер развития отечественного туризма, это драйвер развития регионального туризма, это эффективный инструмент развития и продвижения территорий. Для многих наших регионов и муниципальных образований именно событийный туризм является ключевым.
Регионам надо понимать, что событийный туризм является одновременно и перспективным видом развития туристской деятельности, и при этом достаточно капиталозатратным, поскольку создание новых событий требует больших усилий от органов власти и предпринимателей. Зато наблюдается возрождение местных культурных традиций, обычаев, развитие народного творчества. И любое крупное событие вызывает активизацию всех объектов туристской индустрии – гостиниц, заведений общественного питания, транспортных компаний.
По сравнению с другими видами туризма, событийный туризм имеет определённые преимущества – он способен привлечь в регион одновременно большой поток туристов, решается проблема сезонности, время пребывания туристов на территории увеличивается, он интересен разным целевым аудиториям. Положительные эмоции, которые вызывает успешно проведённое мероприятие, переносятся и на ту территорию, на которой оно проходило.
Преимущество событийного туризма перед другими видами туризма заключается в его неисчерпаемости. Но, событийный туризм ни в коем случае нельзя противопоставлять другим видам и направлениям туризма. Все виды следует рассматривать как составные части комплексного регионального туристического продукта.
Действительно, всё настоящее!
– Вы приедете на Алтай не в первый раз. Каким вы уже увидели Алтайский край, чем он, на ваш взгляд, отличается от других регионов страны?
– Я очень-очень люблю бывать в Алтайском крае, я очень-очень люблю своих многочисленных друзей, благодаря которым я познакомился с этой благодатной землёй. Я очень люблю бывать в Барнауле и Белокурихе, в селе Сростки, на «Сибирском подворье» и на других территориях региона.
Всё, что я видел в Алтайском крае за время своих посещений, очень хорошо можно описать фразой, представленной в туристическом бренде региона – «Всё настоящее!».
Мои коллеги, которые активно работают по популяризации и развитию туризма в Алтайском крае, очень быстро научились реагировать на изменения трендов в отрасли, а подчас и выступать инициаторами появления новых трендов. Например, они очень быстро сориентировались, и два таких природных явления, как цветение маральника и прилёт лебедей на зимовку, сделали «платформой» для создания ярких туристических событий.
Не могу не отметить, как буквально за последние два года качественно выросло такое направление, как «туристический сувенир». Я несколько раз для коллег, создателей турсувениров Алтайского края, проводил обучающие семинары, и вот в финалах Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир» все мои коллеги по Экспертному совету отметили высокий качественный уровень сувенирной продукции для туристов, которую представили мастера региона. Что особенно радует: у каждого туристического события Алтайского края есть своя собственная линейка туристических сувениров.
– Гостем фестиваля «Сибирская Масленица» вы станете впервые. Каковы ваши ожидания?
– Я еду на «Сибирскую Масленицу» с ожиданием увидеть яркое и незабываемое событие, в том числе конноспортивный праздник, о котором я много раз слышал от своих коллег огромное количество положительных отзывов. Я еду с ожиданием не только праздник посмотреть, но и ещё с огромным желанием принять участие в некоторых мероприятиях «Сибирской Масленицы». А также с огромным желанием пополнить свою коллекцию туристических сувениров.