Примерное время чтения: 3 минуты
117

Он прожил параболическую жизнь

- 1 июня ушел из жизни известный российский поэт Андрей Вознесенский. В последние годы он был не слишком публичной фигурой, не мельтешил на страницах газет или телеэкранах. Однако это не сделало его менее ярким или любимым поэтом. Ценители неповторимого «голоса» Вознесенского зачитывались его стихами, передавая любовь к ним более молодым поколениям.

Вознесенский был ярчайшей фигурой на отечественной поэтической сцене. Одни считали его громким, «площадным» поэтом. Однако в своем творчестве он умел соединять смыслы, играя словами. «Даждь нам джаз» - восклицал Андрей Андреевич в одноименной поэме, соединяя вечную символику с грубой плотью джазовой музыки.

Для каждого «творца словес» большую роль играет определение поэзии и место поэта в мире. Вознесенский здесь далеко не однозначен. В одних произведениях он говорил об искусстве как потребности, даре, вдохновении: «Можно и не быть поэтом/ Но нельзя терпеть, пойми/ Как кричит полоска света/ Прищемленная дверьми». Или из другого стихотворения: «В легкие мои лопатки/ Вошла гениальность как/ В резиновую перчатку/Крепкий мужской кулак».

Однако его же высказывание «Искусство – мастурбация души» представляет уже другой взгляд на поэзию – как на нечто вымученное, выстраданное, исторгнутое изнутри. Поэтому далеко не случайны в творчестве Вознесенского метафоры родов и понимание стихотворения как живого существа: «Как школьница после аборта,/пустой и притихший весь,/люблю тоскою аортовой/мою нерожденную вещь».

Грани творчества Андрея Вознесенского очень широки. Он мог быть тончайшим лириком: «Когда ты была во мне точкой (отец твой тогда настаивал), мы думали о тебе, дочка,— оставить или не оставить? Рассыпчатые твои косы, ясную твою память и сегодняшние твои вопросы: «оставить или не оставить?».

Мог стать гневным судьей и обвинителем. Как в «Плаче по двум нерожденным поэмам»: «Вы, люди/ вы, звери/ пруды, где они зарождались в Останкине, - в с т а н ь т е!/ Вы, липы ночные, как лапы в ветвях хиромантии, - встаньте».

А иногда мог быть и отъявленным хулиганом. Стоит вспомнить некоторые его скандальные фразы. Вроде: «Над Ираком звезды ходят раком». Или: «Слушая Чайковского мотивы, надевайте на уши презервативы».

Но всегда Андрей Вознесенский имел собственный поэтический голос, неповторимый мир, собственный путь в жизни. «Идут к своим правдам по- разному храбро. Червяк – через щель. Человек – по параболе», - написал когда-то Андрей Андреевич. Сам он прожил именно такую параболическую жизнь. Творя волшебные стихи и играя смыслами.

Авторские колонки Михаила Палочкина

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах