Ровно 130 лет назад на должность управляющего Колыванской шлифовальной фабрикой был утверждён Павел Андреевич Ивачёв. Судьба этого человека достаточно загадочна, но доподлинно известен такой факт его жизни, как совместная работа с Василием Ивановичем Суриковым над картинами о деяниях Петра Великого.
Два сибирских художника учились в одно время в Академии художеств в Санкт-Петербурге, посещали одни классы, выставки. Дружеские отношения между земляками, оказавшимися вдали от родных мест, были очень крепкими.
По заказу мецената
В 1872 году готовилась к открытию Московская промышленная выставка, приуроченная к 200-летию Петра I и организованная обществом любителей естествознания при Московском университете. В преддверии этого события Михаил Константинович Сидоров, российский промышленник, купец I гильдии и известный меценат, сделал заказ учащимся Академии художеств Ивачёву и Сурикову на серию живописных полотен о жизни царя-реформатора. Сюжеты картин должны были, по замыслу заказчика, напомнить потомкам об истинно прогрессивном смысле петровских преобразований, проиллюстрировать отношение Петра Великого к русским и иностранным промышленникам, корабелам, торговцам, отражать его стремление к освоению северных морских путей и сибирских богатств России.
Кстати, личность российского промышленника и купца Сидорова весьма примечательна. В своё время он вложил много сил в исследование устьев рек, открыл несколько месторождений полезных ископаемых. Ему принадлежит большая заслуга в изучении и прокладывании торговых путей по сибирским рекам Обь и Енисей. Выбор Ивачёва и Сурикова в качестве исполнителей заказа был обусловлен уважением к большому таланту молодых земляков-сибиряков.
Утерянные полотна
Сюжетами картин петровской серии для Ивачёва и Сурикова стали эпизоды из книги Голикова «Деяния Петра Великого». За четыре месяца они создали двенадцать живописных полотен размером 71х53 см. По результатам их работы была издана книга «Картины из деяний Петра Великого на Севере, 12 картинок, снятых с рисунков, представленных М.Сидоровым на Политехнической выставке в Москве 1872 г.» ( СПб, литография А. Аргамакова). Сегодня эту книгу ещё можно найти в фондах редких книг библиотек. А вот из авторских картин сохранилось всего две. Одна из них– «Обед и братство Петра Великого в доме князя Меншикова» – находится в Государственном литературном музее, а картина «Пётр Великий перетаскивает суда из Онежского залива» – в Государственном Русском музее. Судьба остальных десяти полотен, увы, неизвестна.
В фонде Колыванского музея истории камнерезного дела на Алтае есть фотографии картин, написанных нашим замечательным земляком Павлом Ивачёвым в содружестве со знаменитым живописцем Василием Суриковым.
Ольга ПАНИНА,
директор МБУК «Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае».
Кстати
Политехническая выставка в Москве была открыта с 1 мая по 1сентября 1872 года. Более 12 тысяч экспонатов разместили в 86 временных павильонах. Выставку посетило более 750 тысяч человек. Во время её работы проходили многочисленные мероприятия по пропаганде технических знаний, а экспонаты выставки послужили основой для создания Политехнического и Исторического музеев в Москве.