В школьные годы Алёша Сергиенко рос «меж двух огней» – военного аэродрома и железнодорожной станции. Это были главные объекты притяжения мальчишек небольшого села под Читой, где тогда жила его семья.
Алексею аэродром был понятней и самолёты «ближе к сердцу»: его отец, кадровый военный, служил в авиации. Но он всё-таки стал железнодорожником, да ещё каким! Алексей Николаевич Сергиенко, работающий в эксплуатационном локомотивном депо Барнаул, – машинист первого класса, лучший машинист электровоза на сети дорог, что он убедительно доказал осенью прошлого года на сетевом конкурсе профессионального мастерства. А авиация на долгие годы осталась его хобби – в виде авиамодельного спорта.
По словам Алексея, заканчивая девятый класс в Чите, он рассматривал два варианта дальнейшего пути. Первым, конечно, было лётное училище. Вторым – железнодорожное: интерес к поездам, убегающим вдаль, подогревали оставшиеся в памяти занимательные рассказы двоюродного дяди из Брянска, работавшего машинистом.
«Практически в последний момент я осознал, что предмет «география» знаю не настолько хорошо, как требуется для поступления в лётное училище,- с улыбкой рассказывает сын «кочевого» военного, рождённый в советской Эстонии, до переезда в Забайкалье помнящий жизнь в Монголии.- Решил не рисковать, и пошёл учиться на помощника машиниста. Это было уже на Алтае, куда мы переехали в 2001 году».
Ещё в барнаульском железнодорожном училище № 2, Алексей понял, что локомотивы, поезда – это его. Но после получения диплома места в кабине электровоза ему пришлось пождать, в депо не было свободных мест! В РЖД очень низкая текучесть кадров. Позволяло бы здоровье, да серьезная медицинская комиссия («Нас проверяют, как космонавтов!», замечает Сергиенко).
А ведь «горячая сетка» - это не дань уважения мужественной профессии, обладатели которой на «ты» со 192-тонными локомотивами. Это действительно тяжёлые условия труда: шум, вибрация; ночные поездки, воздух в кабине, под летним солнцем нагревающийся до 50 градусов. Но главное, пожалуй, постоянное психофизическое напряжение: максимальная концентрация внимания на протяжении всей – до 12 часов, поездки и чувство ответственности за жизни пассажиров или многомиллионный груз. Но…
«Кто-то приходит в нашу профессию из-за тяги к технике. Кто-то -за романтикой: красиво же – встретить рассвет в кабине… И, как правило, большинство становятся фанатами, - рассказывает Алексей.- Когда ты одной рукой приводишь в движение состав до 85 вагонов, весом 8 тысяч тонн, разгоняешь или замедляешь эту махину, кожей чувствуешь плавность хода состава – это непередаваемое ощущение. И как-то неважны на его фоне все «тяготы и лишения».
И тут же он добавляет: «Ну и коллектив у нас отличный». А коллектив в барнаульском локомотивном депо, заметим, под две тысячи человек. И Сергиенко признаётся, что не со всеми знаком: «Иногда идёт машинист, а ты его и помощником не видел».
Сам Алексей отъездил помощником с 2007 по 2014 год, когда стал машинистом, после чего благодаря своей компетенции, пытливости ума и высокой ответственности быстро вырос до первого класса квалификации. Он давно знает «на пять» географию железной дороги Алтая, а свои основные маршруты в теории может проезжать с закрытыми глазами. Но проверить это на практике не представляется возможным: безопасность на РЖД на первом месте– «мериле мерил» компании. А народные байки из разряда «машинист заснул за рулём» -это позапрошлый век. Наше время - телемеханическая система контроля бодрствования машиниста; наручные «умные часы», которые считывают состояние человека и вызывают реакцию датчиков при его «неадекватности». К слову сказать, за отличное знание этой системы и норм охраны труда Сергиенко на упомянутом сетевом конкурсе профмастерства был поощрён отдельно.
В настоящее время он исполняет обязанности машиниста –инструктора: тихий кабинет, учебные классы, тренажёры, «вверенная» колонна -35 бригад… Жена-медик и сынишка, наверное, рады, что у папы теперь график «от сих до сих» и выходные на своём месте, как у нормальных людей. Но Алексей подчёркивает, что это временно(«надо, значит, надо») и ждёт возвращения в поезда: «Буду ездить, пока позволяет здоровье».
«Про запас» Сергиенко между основным делом успешно заочно окончил Омский железнодорожный институт, получив диплом инженера по организации движения на транспорте. Если что, может пойти работать в движенческий аппарат. А без железной дороги он своей жизни не мыслит.
Слушаешь его, и невольно закрадывается мысль, а правда ли он когда-то лётное училище рассматривал как первый вариант? Может быть, в юношестве при выборе дальнейшего пути дело было не в знании географии?