Детский сад. Приемная. Мама одевает двойняшек. Напротив стоит девочка и, не скрывая любопытства, разглядывает сестричек, которые так не похожи на других ребят. Видимо, она впервые видит деток с синдром Дауна.
Урок толерантности
Ребята из группы Саши и Лизы Шипиловых, так зовут двойняшек, привыкли к их особенной внешности и уже не обращают на это никакого внимания. Совсем другое дело детвора из других групп, для них появление детей с необычной внешностью – событие.
– А, почему они такие? – не выдерживает девочка.
– Какие такие? – спрашивает «одногруппница» сестер.
– Ну, не как мы, какие-то странные и не разговаривают совсем.
– Они не странные, а особенные, если с ними заниматься, они всему научатся и разговаривать тоже, – уверенно отвечает девчушка.
После этого разговора прошло немало времени. Сейчас все четыре девочки учатся в школах. Но Наталья – мама двойни, хорошо запомнила ту встречу:
– Как изменилось общественное мнение по отношению к детям-инвалидам. Я стала свидетелем того, как маленькая девочка, дошкольница, учила свою сверстницу толерантности, а, попросту говоря, доброму, чуткому отношению к детям с особенностями в развитии. В период моего детства над такими ребятками смеялись, их обзывали, обходили стороной. Сейчас дети-инвалиды ходят в детсады, учатся в специализированных и даже обычных школах, и это правильно.
Долгожданное чудо
Четырнадцать лет у супругов Шипиловых не было детей. Когда Наталья забеременела оба супруга были на седьмом небе от счастья. Дочек ждали, к их появлению трепетно готовились. Беременность протекало вполне обычно. Когда малышки родились, сообщение врачей о том, что у обеих девочек синдром Дауна, прозвучал как гром среди ясного неба. «Конечно, для нас с мужем это было потрясение, – вспоминает Наталья. – Слезы. Переживания. Но даже в этот сложный период не было мысли отказаться от малышек. Мы сразу их полюбили такими, какие они есть.
День расписан по минутам
Сейчас Сашеньке и Лизоньке 9 лет. Они невероятно улыбчивые и очень эмоциональные девочки. Подвижные. Любят играть. Обе большие озорницы. Но могут и подолгу сидеть на одном месте, внимательно прислушиваясь к звукам. Девчушки ласковые и общительные, правда, пока контактируют с миром с помощью жестов и отдельных слов.
Ежедневное расписание девочек плотное, свободного времени у них нет: уроки в школе, занятия с логопедом и дефектологом, пение, рисование, секции по плаванию и верховой езде.
«До трех с половиной лет Сашенька не ходила, – рассказывает мама, – чего мы только не перепробовали. Нам посоветовали заняться конным спортом, и через два месяца дочка пошла». Наталья считает, что ее дочкам везет в жизни, как это не покажется странным. Ведь они, несмотря на диагноз, ходили в обычный муниципальный детский сад, который посещают здоровые ребята. Сашу и Лизу окружали хорошие воспитатели, добрые и отзывчивые дети, которые с удовольствием играли с необычными девочками, помогали им во всем, учили: к примеру, говорили отдельные слова, просили двойняшек повторить, те слушались. До сих пор сохранились дружеские отношения с некоторыми семьями.
«Нам повезло и в том, – рассуждает Наталья, – что дочек взяли в школу, конечно специализированную, обычную они не потянут, но все-таки они учатся. Школа – это общение, новые навыки, знания. Здесь нам нравится. Внимательные учителя. Созданы замечательные условия по развитию детей, укреплению их здоровья. Мне бы хотелось, чтобы дочки удержались в этом учебном заведении, получили образование, потом освоили профессию, были адоптированы к жизни в обществе».
Любить и заботиться изо всех сил
При общении с детьми с синдромом Дауна многие замечают, что у них совершенно беззлобные, открытые и чистые сердца. Эти мальчики и девочки не умеют долго обижаться, злиться, грустить. Может быть, поэтому их называют солнечными. «Когда я первый раз общаюсь с мамочками, у которых родился ребенок с синдромом Дауна, – делится Наталья Шипилова, – я им рассказываю о себе, о других семьях, в которые живут такие ребятишки. Говорю им то, что сама поняла с годами: сколько бы не было у вас детей сейчас или в будущем, этот особенный ребенок станет самым любимым. Вы даже не представляете себе, как вы будете сильно его любить! Потому что иначе просто не сможете».
О проекте
Мир, открытый для всех
20 ноября отмечается Всемирный день ребенка. Накануне этой даты редакция газеты «Аргументы и факты» запускает проект «Мир, открытый для всех», который посвящен удивительным детям: непохожим и похожим на нас одновременно. Они могут отличаться внешне, могут не уметь делать простых вещей, но, как все дети на свете, они мечтают, растут, учатся, радуются подаркам и праздникам и хотят быть счастливыми. Я очень рада, что мне предложили стать автором этого уникального и очень доброго проекта.
Хочу рассказать об одном маленьком событии в своей жизни. Как-то гуляла в парке. Конец сентября, деревья в желто-красном убранстве. Отличная погода. Играет музыка. Но всего этого я не замечала. Находилась в прескверном настроении. Мысли медленно вращались по замкнутому кругу. Вдруг кто-то взял меня за руку. Оглянулась. Рядом девочка лет семи. Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять: у ребенка ДЦП. Девчушка смотрела на меня удивительными глазами … полными сострадания. Она даже погладила меня по руке, пожалела. Я улыбнулась ей и она мне ответила улыбкой полной теплоты и радости, а потом стала двигаться в такт музыки, приглашая и меня потанцевать. Наверное, тогда что-то включилось в моей голове. Процесс был запущен.
Я рада, что с недавнего времени я курирую в Барнаульском филиале Сибирской генерирующей компании вопросы социальной политики и благотворительности. По роду своей деятельности общаюсь с особенными детьми и каждый раз восхищаюсь этими маленькими героями и многому у них учусь. Наш проект о таких удивительных мальчиках и девочках. Надеюсь, он будет интересен самому широкому кругу читателей.
С уважением, Оксана Овчинникова
помощник директора БФ
ООО «Сибирская генерирующая компания»