Мир принадлежит оптимистам

   
   

Тех «чудиков», которые смело и упорно идут вперед, преодолевая сопротивление и преграды, тех, чью веру в собственные силы не сможет поколебать никто и ничто. О многократных победах Виктора Максимовича Усольцева на российских соревнованиях я узнала случайно. Но в ходе интервью с призером юбилейного первенства России 2010 года по лыжным гонкам среди любителей, поняла, что в жизни этого человека случайностей не бывает. Все его победы – это результат огромной ежедневной работы над собой, к которой Усольцева приучил дед – бывший солдат Французского легиона.

Чемпионом можно быть и в 70

– Лыжи у меня появились очень рано,– ответил на мой дежурный вопрос Виктор Максимович. – Во время войны дедушка делал для армии лыжи и одни оставил себе. Я на них катался с горки, не бегал, потому что великоваты были, вроде охотничьих с креплением из ремешка. На лыжах тогда бегали мало, раз-два в зиму, потому что лыж на всех детей не хватало. Непосредственно лыжным спортом я стал заниматься на заводе, когда после обязательной сдачи норм ГТО показал лучшее время.

В то время на «Геофизике» собиралось больше 10 команд из разных цехов, лыжные соревнования любили многие, и спортинвентарь был вполне доступен по деньгам. Начинал с небольшой дистанции в 5 км. на простых деревянных лыжах, как сейчас помню «Тисса». С того времени стал выступать сначала за цех, потом за завод. Постоянно участвовал в соревнованиях между заводами военно-промышленного значения: «Геофизика», радиозавод, станкостроительный завод, славгородский завод радиоаппаратуры, бийские заводы военно-промышленного комплекса.

– Увлекались только лыжными гонками?

– Первое время, да. Позже перешел в многоборье и стал выступать за Железнодорожный район в городских и краевых соревнованиях: подтягивание, бег на лыжах и стрельба. В 1989 году выполнил норматив кандидата в мастера спорта по многоборью, как раз к своему 50-летнему юбилею. На мастера спорта меня не утвердили, потому что это звание присваивается до 40 лет, хоть результаты и соответствуют нормативам.

В многоборье не все сразу получилось: со стрельбой было не важно, а подтягивание и лыжи отлично. Чтобы исправить ситуацию, я сделал деревянный макет винтовки точно соответствующий весу настоящей и вечерами дома упражнялся, чтобы руки укрепить, привести в порядок равновесие и баланс. Тренировался несколько месяцев, и результаты стали много лучше: раньше выбивал 73-76 очков из ста, потом стало получаться под 90 и больше.

   
   

Удовольствие дорогое

– А когда вышли на региональный уровень?

– Лет 20 назад в Барнауле организовался краевой клуб ветеранов-любителей бега на лыжах. С тех пор каждые выходные собираемся на базе «Белочка». В клубе около 30 человек от 30 до 78 лет, в последнее время стали приходить ребята и моложе. Каждое занятие начинается с контрольного пробега на время – 5 или 10 км, классикой или коньком. В нашем клубе занимался и нынешний участник паралимпийских Игр в Ванкувере – Валерий Кошкин, который выступает в паре с Ильюченко, мы всем клубом за них болели. С того времени вхожу в первую сборную края и выступаю на соревнованиях зоны Сибири и Дальнего Востока. Был в Байкальске, Красноярске, Ангарске, Новосибирске, Омске.

– Это ж какие деньги надо…

– Дорогу, проживание и взносы оплачивает краевой спорткомитет. А вот экипировка полностью моя. Удовольствие, надо сказать, дорогое: одна пары лыж марки «FISCHER», «ROSSIGNOL» или «MADSHUS» стоит 9-12 тысяч. На соревнования везу с собой классические и коньковые лыжи, потому что дистанции проходим каждый день разной длины и хода. Парафины нам тоже покупает крайспорткомитет, они стоят около тысячи рублей, и хватает на подготовку только 10 пар лыж. Если бы сам покупал, то уж давно разорился. В прошлые годы я свои траты оправдывал, то там приз получу, то здесь. На экипировку, конечно, не хватало, но смазка полностью окупалась.

Лыжная династия

– А близкие по этому поводу не ворчат?

– Нет. Еще когда работал на заводе, семьей постоянно участвовали в лыжных праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья» и редко когда не выигрывали. Сын Андрей серьезно увлекается горными лыжами, постоянно ездит на Шерегеш и в Горный Алтай. Шестилетняя внучка Анечка тоже катается на горных лыжах в полной экипировке, и получается неплохо, да и нравится. Правда, гимнастика больше: когда я ее забираю с тренировки домой, она спокойно идти не может, всю дорогу колесо крутит, непоседа.

Так что в лыжной династии Усольцевых уже три поколения. Сын мне частенько что-то покупает из снаряжения, в прошлом году на день рождения подарил палочки за 6 тысяч, и это еще не самые «крутые». Недавно из Новосибирска привез очки, потому что когда я на первенстве России выступал, глаза обморозил. Было не очень холодно, но сильный встречный ветер на 20 км дистанции так «надул» в глаза, что потом их закрыть не мог, будто песок насыпали.

– Каков уровень краевой сборной и чем награждают победителей?

– Команда Алтая очень сильная, в этом году за зону Сибири мы вполне могли быть первыми, разница в результатах всего два очка. Что-то там хозяева сшустрили. На Россию мы поехали не полным составом и вполне могли быть третьими-четвертыми в командном зачете из 39 региональных команд. А так стали седьмыми, что тоже неплохо. Участников в забегах много, они поделены по возрастным группам с разницей в пять лет. В прошлом году на России было 26 участников в моей группе, в этом году 16, из них 7 – мастеров спорта. Награждают медалью и грамотой за каждый день соревнований, в первенстве по Сибири и Дальнему Востоку получил 500 рублей за призовое место, на российском первенстве – 200 рублей.

– Так что же вами движет, Виктор Максимович?

– С 1972 года я встаю в 5.20, делаю получасовую зарядку, пробегаю 3-4 км., завтракаю и на работу. С мая по конец сентября на спортивном велосипеде – 12,5 км туда и столько же обратно. Зачем я бегаю? Мне нравится, хотя далеко не всегда это бывает комфортным. Вот в Омске за зону Сибири и Дальнего Востока мы бежали при морозе 29 градусов. Врачи запретили соревнования, но устроители их не отменили, поэтому в первый день многие обморозились. Рано или поздно, конечно, придется с лыжами попрощаться. Когда это произойдет, не знаю.

Буду бегать, пока сил хватает и со стороны выглядит не смешно, пока это занятие для меня будет в радость. А что потом? Живу в частном доме, так что работа всегда найдется. Сегодня к спорту нужно относиться иначе. Детям надо футбольные мячи раздавать даром, чтобы во дворе в футбол играли, а родители не искали возможность купить лыжные ботинки ребенку за 8 тысяч. Сзади нынешних мастеров никого нет... И смены не будет, покуда спортинвентарь не станет дешевле. А я по себе знаю, что если бы мне в спину никто не дышал, результаты были бы хуже.

Не мечтать, а действовать

– Виктор Максимович, а вы всегда были оптимистом?

– Безусловно. И этим я тоже обязан своему деду, который вырастил меня с сестрами после гибели отца и мамы. Именно дед Никита показал мне самый первый пример ответственности за свою личную жизнь, когда в войну с женой и четырьмя мальцами сажал вручную и собирал урожай картошки с 59 соток. Он очень хотел изменить нашу голодную жизнь и нашел в себе для этого мужество и силу.

В нашей большой семье не предавались мечтам о том, что когда-то все будет лучше, чем сейчас. Мы своими руками делали все, чтобы это будущее стало лучше. Глядя на деда, я не говорил себе: «Это невозможно». Потому что всегда имел перед собой цель и видел путь, который к ней вел. Пусть трудный, долгий, но он у меня был всегда. И я полностью согласен с крылатой фразой Франсуа Гизо – французского историка и государственного деятеля – о том, что мир принадлежит оптимистам, пессимисты в нем – всего лишь зрители.

Олеся МАТЮХИНА

Смотрите также: