Затонный тупик. Спасение имущества подтопляемых в руках самих подтопляемых?

Виктор Крутов / АиФ

Река Сосновка в селе Чайное разливалась с завидной регулярностью. Не только весной в паводок, но и после затяжных дождей. Горная речка выходила из берегов, заливала огороды, сносила хлипкие мосты. Но население Чарышского района к капризам речки привыкло – старалось не строиться близко к воде, само восстанавливало то, что река испортила. Так было годами, десятилетиями, с незапамятных времён.

   
   

Страховать заранее

В прошлом году Алтайский край пережил большой паводок. В регионе был объявлен режим Чрезвычайной ситуации федерального уровня, что позволило получить из государственного бюджета средства на компенсации гражданам, пострадавшим от наводнения, день- ги на восстановление жилья, дорог, мостов. Люди, лишившиеся имущества, получили возмещение из федерального бюджета. Дело хорошее, но имеющее следствием возрастание пассивности граждан в сохранении своего имущества. Зачем заботиться, если всегда можно будет потребовать компенсацию от государства.

Фото: АиФ/ Евгения Савина

Но государство заинтересовано в увеличении числа ответственных и думающих о будущем граждан. Поэтому в сентябре прошлого года, после того как регионам Сибири было выделено больше 5 млрд рублей на ликвидацию последствий паводка, Президент России Владимир ПУТИН поручил правительству разработать механизм добровольного, но повсеместного страхования граждан и юридических лиц от рисков, связанных с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями. Не государство должно платить пострадавшим, а страховые компании. Пусть и с государственной поддержкой. Подумал о будущем, застраховал дом – получи компенсацию. Прошляпил – ничего не получишь.

На минувшей неделе проблемы страхования подтопляемых территорий в краевом центре обсудили представители администраций районов Барнаула, руководство МЧС и страховых компаний. Основная тема обсуждения, помимо пассивности граждан в страховании своего имущества, – отказ страховщиков работать на ряде постоянно подтопляемых территорий края. Такими территориями в прошлом году в крае были Затон в городе Барнауле, Зелёный Клин в Бийске и пара центральных улиц в Камне-на-Оби.

По словам Дмитрия ИНОЗЕМЦЕВА, руководителя страховой компании, нельзя брать на страхование объекты с заведомыми убытками. Все страховщики понимают – если взять сегодня Затон, то платить придётся каждый год. Страховые тарифы составляют 0,5-1% от стоимости застрахованного имущества – соответственно, будут убытки. А любая страховая компания – коммерческая организация и не пойдёт на это.

Все остальные территории в крае на страхование берут. Даже Быстрый исток, Красногорский район и посёлок Ильича в Барнауле, где бывают подтопления и где по прошлому году были выплаты. После того как в Бийске, после прошлогоднего паводка, была построена дамба, отделяющая район Зелёного клина от реки – страхование имущества началось и там. Затон так же мог бы попасть в территорию страхованию, если бы там была построена аналогичная дамба. Однако, по мнению специалистов МЧС, это трудно технологически и таких затрат не сможет взять на себя ни городской, ни краевой бюджет.

Фото: АиФ/ Евгения Савина

Лень и недоверие

Страхование имущества для многих граждан – тёмный лес – непонятно зачем, как и сколько придётся платить. Плюс мешает недоверие к страховым компаниям, которые испортили своё реноме работой по ОСАГО. Однако, по мнению страховщиков, проблемы с ОСАГО были вызваны тем, что сам закон был принят в 2003 году, а единая методика урегулирования убытков – только через 11 лет. И всё это время автоюристы пользовались десятью разными схемами подсчёта ущерба, зарабатывая на судебных тяжбах со страховщиками. С декабря прошлого года судебных споров по ОСАГО нет, а по страхованию имущества никогда и не было – там ущерб всегда считался по заранее составленной описи.

   
   

Что касается цены страхования – она рассчитывается из восстановительной стоимости строения. Рыночная цена зависит от множества факторов, а цена восстановления всюду примерно одинакова. Средняя страховая премия – 2500 рублей в селе, и 5-7 тыс. рублей в городе, что сравнимо с ОСАГО.

По мнению Марины ГРИНЁВОЙ, заведующей правовым отделом администрации Октябрьского района Барнаула, жителей нужно стимулировать заботиться о сохранности своего жилого строения. Плюс принимать меры по запрету выплат по месту проживания. В прошлом году посёлок Ильича в Барнауле попал в зону паводка – пострадало больше 400 домов, из которых половина являлась самовольными постройками. И были зафиксированы факты, когда граждане получали компенсации, уже имея иное жильё, полученное в прошлые годы. Люди на время паводка просто переселялись в посёлок, чтобы получить деньги. Поэтому нужны чёткие правила, чтобы человек, переселённый в безопасную зону, больше не возвращался на своё прошлое место жительства. В Затоне для этого ветхие дома, из которых переселили жильцов, сносят.

Пока граждане страхуют имущество от рисков неохотно. Но с принятием закона о всеобщем страховании ситуация изменится. По Конституции нельзя заставить гражданина обязательно страховать своё имущество. Поэтому страхование останется добровольным. Но, по существующему проекту, государство будет доплачивать гражданину, если он застраховал имущество. И передавать восстановленное после ЧС в собственность. Но если имущество застраховано не было – гражданин не получит ничего, кроме жилья на условиях социального найма. Выбор будет за человеком – рисковать всем или заботиться о себе заранее.

Мнение власти

Инна ОСТЯКОВА, председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительскому рынку администрации Центрального района г. Барнаула:

– В прошлом году в микрорайоне Затон прошло сильнейшее наводнение, и свыше 900 семей получили выплаты из бюджета. В начале этого года мы старались выстроить работу по страхованию – обратились в 10 страховых компаний, но всюду нам ответили, что по внутреннему регламенту территории, которые ежегодно повергаются подтоплению, не могут быть застрахованы. Администрация района готова работать с населением, информировать, объяснять населению, что таких выплат, как в прошлом году, уже не будет, и о своём имуществе нужно заботиться самим. При принятии нового закона необходимо предусмотреть всё, чтобы граждане могли и страховать своё имущество, где бы оно ни находилось.

Мнение эксперта

Константин ИЛЯСОВ, заместитель начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Алтайскому краю:

– Надо смотреть на проблему шире и обсуждать не только наводнения. В прошлом году была серьёзная проблема с подтоплениями в масштабах края, но ведь есть проблема пожаров – взять ту же Михайловку в 2010 году, проблема возникает и при землетрясениях, которые иногда случаются на Алтае. Вопрос страхования имущества от чрезвычайных ситуаций назрел давно. Это понимают в Правительстве России, и все заинтересованные стороны говорят о том, что закон о таком страховании нужен, но не могут пока договориться о деталях.

Если у жителей края будет возможность в добровольном порядке застраховать своё имущество, МЧС России будет оказывать всю возможную консультационную помощь, разъяснять людям, что это действительно необходимо. Надеяться на выплаты из федерального бюджета каждый год нельзя. Выплаты из бюджета могут происходить только тогда, когда в регионе объявлен режим ЧС федерального уровня. А когда не случилось масштабной трагедии, но, тем не менее, случилась трагедия у конкретных людей, имущество которых пострадало – государство им помочь не сможет. И здесь гражданам мог бы помочь страховой полис.

Не спешат

– Люди страховаться не спешат. На территории края из всех строений застраховано 8%. А если брать квартиры – то менее 1% жителей страхуют свою недвижимость. Это менталитет. Страховаться идут в основном граждане старшего возраста, которые всегда страховали свои имущество на которое копили, которое было единственным и которое они оберегали.

Сегодня современный человек знает, что всё можно купить, а что нельзя купить сразу – можно купить в кредит.

Пример из жизни. Когда происходит пожар – бригада страховщиков выезжает к соседям погорельца. Если приехать в первый день – то возможно заключить с соседями 3-4 договора страхования от пожара. Если приехать через два дня – уже ни одного договора заключено не будет. В Михайловке агенты пришли страховать новые дома, которые выстроили вместо сгоревших – люди отказались, так как поверили, что государство построит, если что, им дома снова. А ведь государство должно возместить вред гражданину только при лесном пожаре. А если дом сгорел в результате сельхозпала – ущерб возмещать не будет. Если брать статистику края – то ежедневно пожар происходит в двух домах.

Разветвлённую сеть агентов имеют мало страховых компаний. Тем, кто работает в городе – сложнее – люди недоверчивы – боятся мошенников и миссионеров. Поэтому в городе договоры заключаются только по рекомендации.

Первое, почему клиент не хочет страховаться, – рассчитывает на русский «авось». Второе – рассчитывает, что ему поможет государство. Третье – он никому не верит, и у него нет денег на страхование.

Дмитрий ИНОЗЕМЦЕВ, директор филиала страховой компании Алтайского края

Смотрите также: