На Алтае женщина-опекун почти пять лет издевалась на четырьмя приемными детьми. Мальчишкам доставалось за малейшие проступки, а иногда и вообще без особого повода. Их избивали шлангами, палками, заставляли есть снег за то, что попросили добавки в школьной столовой. Сейчас на 42-летнюю женщину заведено уголовное дело. Как получилось, что ни опека, ни школа, ни соседи на протяжении всего этого времени ничего не замечали – разбирался корреспондент «АиФ-Алтай».
Била палками и шлангом
Детей взяли под опеку в 2014 году, сначала первых двух братьев, потом еще двоих. На тот момент мальчикам было от 4 до 7 лет. Кроме них в семье было трое своих детей. Сначала к приемным относились хорошо, они вместе с родными детьми выполняли работу по хозяйству, но потом их начали воспитывать все строже и строже.
В самом начале, еще до того, как взяли вторых братьев в семью, сотрудники детского центра помощи заметили, что мальчишки сидят, вытянувшись по струнке, даже не пытаясь пойти поиграть.
«Да, со мной не забалуешь», - ответила тогда на удивление воспитателей Тамара (имя изменено – прим.ред.).
Как выяснилось, причиной такого поведения стало систематическое насилие. Тамару боялись и слушались в семье все. Она также била и своего старшего сына – когда он подрос, он и сам стал избивать приемных братьев. Щадила женщина только двух родных дочек.
Первые случаи насилия, зафиксированные следствием, относятся к 2016 году. В ход шло все, что попадется под руку. За семь лет мальчишки словно прошли горячие точки. По их телам, покрытым шрамами, можно писать антологию издевательств: вот «мама» ударила палкой за пролитую воду, а этот за то, что плохо почистили двор. Этот список продолжать можно бесконечно.
«Будучи недовольной их поведением и качеством выполняемых ими поручений, оскорбляла детей, била резиновым шлангом, ремнем, деревянной палкой, металлической трубой, а также руками и ногами», - рассказали в Следственном комитете по Алтайскому краю.
Однажды 8-летний мальчик позвал в дом друзей. За это его отлупили ремнем, заперли в предбаннике и заставили в течение дня, стоя на коленях, читать библию.
Как-то 12-летний мальчик (это случилось в 2019-2020 году) попросил в школьной столовой еще одну порцию. Когда мамаша узнала об этом, она наорала на ребенка, толкнула его так, что он отлетел в сторону и ударился головой о кровать. В другой раз, дело было зимой, она набила ребенку рот снегом за то, что он попросил в школе добавку, видимо, так он должен был усмирить голод.
«В один из дней в конце сентября – начале октября 2021 года женщина в связи с тем, что он щелкал семечки, стала кричать на него, после чего с силой толкнула, отчего тот ударился головой о дверь. Взяв в руки деревянный черенок, нанесла им мальчику не менее 5-ти ударов по голове, спине, ягодицам, после чего не менее восьми раз ударила его головой о дверь хозяйственной постройки», – говорится в материалах дела.
За плохое поведение у детей могли отнять матрас – деревянную кровать приходилось застилать лишь простыней. Как-то один из детей испачкал школьную форму – за это его закрыли на несколько часов в придомовой постройке.
Ходили с синяками
В школе видели, что дети приходят в синяках и дважды обращались в опеку и полицию. Сами несовершеннолетние и их приемная мать все отрицали – говорили, что поссорились между собой или ударились во время игры. Сотрудники даже назначили экспертизу, но установить, что это след от побоев не удалось.
«Мы не раз говорили с детьми, пытались вывести их на разговор, но они всегда молчали, отрицали, что их бьют», - рассказала «АиФ-Алтай» директор учебного заведения.
Мальчики учились хорошо, постоянно участвовали во всех мероприятиях, всегда делали домашнюю работу. Иногда нарушали дисциплину, как и все нормальные дети. Стоит отметить, что к приемным и родным в части материального содержания относились одинаково.
«Они все были одеты скромно. Мы много потом обсуждали эту ситуацию. Но сказать, что родных детей родители выделяли, а приемных нет – нельзя. Как-то был показательный случай – у нас есть мероприятие, когда всех школьников вывозят на автобусе по достопримечательностям нашего района. В одной из деревень все дети вышли из автобуса и сразу пошли покупать мороженное, только «родная девочка» и ее приемный брат остались в автобусе, у них не было денег», - рассказала педагог.
В школе рассказали и про саму семью – родители не пили, держали большое хозяйство, естественно, что дети помогали – в деревне все работают.
Молчали семь лет
Мальчики молчали семь лет, боялись, что их жизнь станет еще хуже – после побоев мамаша угрожала, что им достанется еще сильнее, если кто-то об этом узнает. Наконец, дети решились сбежать - в тот день родной сын приемной матери сильно их избил.
Конечно, соседи были в курсе, что детей наказывают, но связываться с Тамарой никто не хотел. Только представьте, когда встал вопрос о том, что нужны понятые для проведения обыска, люди категорически отказывались идти к ней домой.
Свои методы воспитания женщина вообще никак не стала объяснять, воспользовавшись правом не свидетельствовать против себя. Сейчас опекуншу обвиняют сразу по нескольким статьям: п. «а, г» ч. 2 ст. 117 УК РФ (истязание несовершеннолетнего), ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). За истязание ей грозит лишение свободы на срок от трех до семи лет, а по второй статье самое строгое – лишение свободы до 3-х лет. Ее сыну вменяют статью за истязание.
Детям лучше в семье?
Сейчас политика государства направлена на то, что дети должны воспитываться в семье – их готовы отдать любому желающему, соответствующему минимальным требованиям (не было проблем с законом, дееспособность, не числиться у нарколога или психиатра и прочее). В основном приемных детей берут жители сельской местности. Что уж греха таить, для них это, в первую очередь, рабочие руки и пособия от государства (в разных случаях выплаты могут достигать 20-25 тысяч рублей).
«Государство идет по пути сокращения детских домов. Но отбор семей, которым отдают детей, вызывает большие вопросы. Родителей нужно тестировать, выявлять, склонны ли они к насилию. Я думаю, что лучше отдать ребенка в детский дом, чем в семью, где его будут бить», - считает депутат АКЗС Сергей Писарев.
Когда стало известно о насилии в отношении детей, решался вопрос о возбуждении уголовного дела и в отношении представителей опеки, однако оно было прекращено за отсутствием состава.
«Органы опеки соблюдали все требования по законодательству, приходили раз в полгода, проверяли условия жизни детей – как они одеты-обуты, есть ли столы и прочее. Конечно, детям задавали вопросы, но проблема в том, что они боялись вступить в диалог», - рассказала заместитель директора Алтайского краевого кризисного центра психолого-педагогической и медицинской помощи Наталья Румянцева.
Винить сотрудника, что он не сделал чего-то большего, чем в должностной инструкции, сложно. Для особого отношения просто нет ресурса. В крае ситуация такая, что в сельской местности один человек с минимальной зарплатой может отвечать за огромный район.
Корреспондент «АиФ» поинтересовался у уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае, почему в регионе случаи насилия в приемных семьях над детьми регулярны ведь очевидно, что это системная проблема, а самое главное, что нужно изменить. Однако ответа пока что так и не получили.
По мнению Натальи Румянцевой, проблема насилия лежит в менталитете (еще 30 лет назад выпороть ребенка было нормой) и отсутствии «родительских компетенций».
«Воспитывать детей сложно, особенно, когда их много, и у них начинается переходный возраст. Родители часто не умеют решать конфликтные ситуации, кроме как с помощью силы. Многие до сих пор считают, что шлепок – это не наказание, и чем дальше, тем меньший повод нужен для того, чтобы применить насилие», - говорит специалист.