Когда деньги лежат в кошельке, с ними всё ясно – чтобы их не потерять, нужно следить за кошельком, прятать его подальше от воришек и не показывать посторонним содержимое.
Другое дело – деньги на банковской карте – лежат они на счёте, но кто и как может получить доступ к управлению счётом, большинству граждан плохо известно. Поэтому некоторые боятся сообщать даже номер своей банковской карты для перевода средств за аренду жилья, покупки, услуги – а вдруг вместо пополнения счёта обнулят его каким-то образом?
Мало, но много
По словам Александра МАЙДОРОВА, начальника полиции по городу Барнаулу, неожиданные звонки и смс-сообщения о заблокированной карте, попавшем в беду родственнике как форма мошенничества ещё сохраняется, но чаще всего преступники выходят на жертву в момент продажи или покупки гражданином чего-либо. Работают целые бригады, которые специализируются на определённом виде товара – автомобилях, мебели, электронике, детских игрушках. Мошенники, чаще всего из европейских регионов страны, хорошо изучают карты и фотографии городов, в которых ищут жертв, поэтому в разговоре способны выдать себя за местных жителей.
Не доверяй и проверяй
Главная задача мошенников – получить доступ к личным данным владельца карты. Сделать это можно двумя способами – убедить человека самому передать данные или внедрить в его смартфон вирус, который это сделает. Вирусы в последнее время стали часто передавать по ссылкам – скажем, гражданину, который продаёт, к примеру, автомобиль, предлагают обмен на другое авто и дают ссылку. При переходе по ней в смартфон загружается вирус.
Другой вариант – обмануть при общении. Мошенники – неплохие психологи и стараются подобрать к каждому свой ключик. Учитывая, что сообщать контрольные цифры с задней стороны банковской карты люди в основном опасаются, мошенники переключились на выманивание у граждан кодов подтверждения, которые им приходят от банка. Код может быть не только для разовой банковской операции, но и для привязки карты клиента к чужому номеру мобильного телефона. Задача жуликов – уболтать жертву так, чтобы она не почувствовала в передаче кода подвоха.
Главный совет правоохранителей гражданам – никогда никому не сообщать свои личные данные и данные своей банковской карты, коды и прочее. Чем меньше знает преступник – тем сложнее ему подобраться к день- гам.
Банковские работники так же советуют проявлять бдительность. Устанавливать на смартфоны антивирусы, при переводе кому-то незнакомому денег через банкомат пользоваться помощью консультантов банков, обязательно отписываться от привязки телефонного номера к банковским сервисам при потере, блокировке сим-карты. Ведь оператор связи может выдать номер другому человеку, который случайно получит доступ к банковской информации бывшего абонента. Зачем лишний раз искушать?
Если же списание средств мошенниками уже произошло – нужно незамедлительно обращаться в полицию, а затем в банк. Также нужно сообщать полиции о попытках обмануть со стороны мошенников.
Кстати
По данным портала banki.ru злоумышленники похищают средства не только у граждан, но и обманывают торговые сети с помощью дубликатов и банковских карт. В прошлом году потери клиентов российских банков от такого вида мошенничества в торговых сетях составили 200 млн рублей.
Преступники изготавливают карты-клоны реальных банковских карт, данные о которых получают с помощью незаконного считывающего оборудования, установленного на банкоматах и терминалах магазинов.
Как правило, ответственность за хищения подобным образом перекладывается банками на добропорядочного гражданина – держателя настоящей карты. Практика правоприменения показывает, что в среднем только одному из десяти клиентов удаётся вернуть деньги, украденные с его карты, взыскав их с банка.
Смотрите также:
- Мошенники в Сети. Как не попасться «на удочку» преступников? →
- Мошенники пользуются доверчивостью жителей Алтайского края →
- Проще не бывает. Тест-драйв новой карты от «МегаФона» →