Десять лет назад Леонид Леонидович, житель села Кулунда Алтайского края, поехал на Север искать трудовое счастье. Дома работы для водителя грузовиков не было, а семью надо было содержать.
В первый раз поехал в Сургут вместе с товарищем, у которого там уже работал сын. Разместившись, пошли искать работу. В первой фирме, куда устроились, не могли ничего толкового сказать про зарплату. Во второй было лучше, но, чтобы заработать, – нужно было «крутиться» – покупать и продавать самому дизельное топливо, на нём же и ездить. В третьей организации хозяева – бывшие боксёры. Народ работает запуганный, бардака много, чтобы узнать правду, пришлось купить бутылку и поговорить с рабочими.
Работодатели разные
Оказалось – платят только половину обещанного, да и то задерживают постоянно. Водители часто выполняют не свою работу – например, месят бетон. Иногда вынуждены ночевать в машинах. Позже выяснилось, что недовыплачивать и задерживать зарплату – распространённое на Севере свойство небольших частных компаний. Часто это попытка удержать работников, чтобы они не уходили в другие организации, а возвращались на вахту туда, где им должны денег.
В целом оказалось, что в самом Сургуте и окрестностях работы не очень много, а компаний с хорошей репутацией и того меньше. Перспективнее оказалось в Новом Уренгое – повезло устроиться в полугосударственную фирму, в которой и проработал на вахте на Ямале почти восемь лет. Водил самосвалы «Урал», «Мерседес», немного поработал на трале.
Дело в организации было поставлено чётко – вовремя и полностью зарплата, питание, выдача одежды. Но за людей всё равно не считали – на каждого водителя десяток проверяющих. 10, а то и 12 часов тяжёлого труда в день отдай и никаких поблажек и отговорок. Но в итоге организация разорилась, около 800 человек из числа вахтовиков недополучили зарплату за несколько месяцев и сейчас, после проволочек и возмущения, получают её небольшими кусочками от одного из учредителей.
В последний, или, как говорят суеверные вахтовики, в крайний раз Леонид Леонидович опять попытал счастья в Сургуте. Хозяин частной фирмы – дагестанец обеспечил проживание в общежитии, но пока месяц оформлял документы, платил по 300 рублей в день за выход на работу – подготовку машины. Этой суммы хватало только на еду, поэтому житель края резонно решил больше не рисковать и вернуться на родину. Решил завязать с Севером, тем более на пенсию пошёл. Заработал на Севере только позвоночную грыжу.
Живущим в крае работа на вахте кажется реальной возможностью заработать ощутимые для Алтая деньги. Объявлений о вакансиях на Севере много в газетах, Сети, на фонарных столбах. Правда, на поверку посредники часто не брезгуют обманом. По наблюдениям Леонида Леонидовича, особенно много посреднических контор на Урале и в Тюмени. Человек платит за информацию о вакансии, едет, а оказывается, что его никто не ждёт, он не нужен. У посредников нет конкретных вакансий, мест работы. И потенциальную зарплату они берут с потолка. Пишут, к примеру, наобум зарплату в 90 - 100 тыс. рублей. И даже если организация оказывается реальной, набора людей она не ведёт.
Искатели трудового счастья иногда оказываются в очень сложных ситуациях. Так, пришлось вызволять с железнодорожного вокзала знакомого из Алтайского края. Приехал по объявлению, работу не нашёл, денег на обратную дорогу не было, стал пить и, по сути, бомжевать. Каждый день кто-то из местных нанимал бродяг на вокзале копать землю – под вечер рассчитывался, платил ровно на булку хлеба, пачку лапши и четушку водки. Ночь на вокзале, а с утра опять в кабалу, как зомби. Если бы не забрали с вокзала домой на Алтай – пропал бы человек.
Холодные деньги
Длинный рубль на вахте только кажется длинным. Важно иметь востребованную специальность. Если она есть – можно рассчитывать на 60 тысяч в месяц. Оплата – 2000 рублей в день считается для водителей стандартной – потребность в перевозках на Севере велика, других видов транспорта там почти нет. Если техника сложная – могут платить до 90 тыс. рублей в месяц. Столько же получают сварщики – но работа у них на морозе, на коленках. Водителям всё равно проще.
Длительность вахты бывает разная – 45 дней через 45 или 60 через 30. Но даже полтора месяца работы – это много. Дней десять может уйти на проезд туда и обратно, в итоге на отдых дома остаётся месяц. Работать по два месяца под силу молодым, хотя это и выгоднее.
В серьёзных организациях оплачивается проезд к месту работы и домой, проживание, питание. Жить приходится в вагончиках в вахтовом посёлке. Вагончик на 8 человек, кровать двухъярусная, повезло, если удалось занять нижнее место или есть напарник, который работает в другую смену. Кормят в столовой, но и в вагончике есть небольшой тамбур с плиткой и чайником. Раз в несколько дней организуется баня. После рабочего дня нужно добраться до вахтового посёлка, сдать путёвку, поужинать, умыться.
Дальше – личное время. У большинства есть планшеты и ноутбуки – народ читает книги, смотрит фильмы. Кто-то предпочитает читать журналы или слушать музыку в наушниках.
Время на вахте тянется долго. Особенно в первые две недели, пока происходит акклиматизация, артериальное давление скачет, состояние полусонное. Под конец вахты время бежит быстрее – скоро отдых. А время дома вообще пролетает одним мигом.
Суровый климат
Как и в обычной жизни, на вахте есть место и смешному, и трагичному. Иногда, если посёлок находится близко к морю, приходится гонять со свалок белых медведей. Иногда кто-то замерзает или умирает. Контингент – своеобразный.
Условия работы на Севере суровые – они по силам молодым. Хорошо, если удастся попасть в большую серьёзную компанию, работа у частника может быть связанна с большим числом сюрпризов и рисков – могут заплатить, а могут и обмануть. Приезжий работник с какого-нибудь Алтая не имеет ни знакомств, ни прав, ни знаний, чтобы отстоять свои трудовые права.
Многие врачи рекомендуют работать на Севере вахтовым методом не более семи лет. В Заполярье кислорода меньше на треть, чем в обычных условиях России. Это отрицательно отражается на сердце и давлении, увеличивает сахар в крови. Адаптация новичков сопровождается постоянными простудами и другими заболеваниями. Это усугубляется низкими температурами, резкими перепадами атмосферного давления, повышенной влажностью, длительным отсутствием солнца.
Долгая жизнь в походных условиях накладывает свой отпечаток на здоровье и семейную жизнь. Постоянное отсутствие кормильца дома – серьёзная проверка семьи на прочность. Выдерживают не все.
Вакансии и зарплата
- Управляющий сетью столовых (Ямал) – до 150 тыс. рублей.
- Геолог (Камчатка) – от 130 тыс. рублей. Вахта 2 через 2 месяца.
- Инженер по обслуживанию техники «Коматсу» (Якутия) – от 100 тыс. рублей.
- Пекарь (Норильск) – до 80 тыс. рублей.
- Ведущий инженер по бурению (супервайзер) – от 75 до 90 тыс. рублей.
- Плотник-бетонщик (Ямал) – от 60 тыс. рублей. Вахта 3 через 1 месяц, рабочий день – 10 часов, один выходной в неделю.
- Водитель самосвала «Татра» (Тында) – 60 тыс. рублей
- Повар-бригадир (Тюмень) – 35 тыс. рублей.
- Слесарь-сантехник (Тюмень) – 30 тыс. рублей.
Кстати
Экономика Севера держится на нефтегазовой, строительной и лесной отраслях. Поэтому нужны бурильщики, сварщики, водители, бульдозеристы, крановщики, экскаваторщики, машинисты автогрейдера. А также помощники машинистов бурильной установки, инженеры, геологи. Зарплата – от 60 до 100 тыс. рублей. Нужны монтажники, каменщики, отделочники, стропальщики. Средняя зарплата – 50 тыс. рублей. А вот комбайнёры или таксисты почти не нужны.
Находится работа и для обслуживающего персонала – поваров, кладовщиков, горничных, комендантов. На них нанимают женщин. Зарплата – раза в два выше, чем на Алтае. Но это плата за тяжёлые условия труда.
Смотрите также:
- Труд не в радость. Встретить хорошего работодателя – большая удача →
- Почему работник и работодатель не могут найти друг друга →
- Город мечты. Часть 2 →