Тяжелая вахта. Как жители Алтайского края зарабатывают на Севере

Десять лет назад Леонид Леонидович, житель села Кулунда Алтайского края, поехал на Север искать трудовое счастье. Дома работы для водителя грузовиков не было, а семью надо было содержать.

   
   

В первый раз поехал в Сургут вместе с товарищем, у которого там уже работал сын. Разместившись, пошли искать работу. В первой фирме, куда устроились, не могли ничего толкового сказать про зарплату. Во второй было лучше, но, чтобы заработать, – нужно было «крутиться» – покупать и продавать самому дизельное топливо, на нём же и ездить. В третьей организации хозяева – бывшие боксёры. Народ работает запуганный, бардака много, чтобы узнать правду, пришлось купить бутылку и поговорить с рабочими.

Работодатели разные

Оказалось – платят только половину обещанного, да и то задерживают постоянно. Водители часто выполняют не свою работу – например, месят бетон. Иногда вынуждены ночевать в машинах. Позже выяснилось, что недовыплачивать и задерживать зарплату – распространённое на Севере свойство небольших частных компаний. Часто это попытка удержать работников, чтобы они не уходили в другие организации, а возвращались на вахту туда, где им должны денег.

В целом оказалось, что в самом Сургуте и окрестностях работы не очень много, а компаний с хорошей репутацией и того меньше. Перспективнее оказалось в Новом Уренгое – повезло устроиться в полугосударственную фирму, в которой и проработал на вахте на Ямале почти восемь лет. Водил самосвалы «Урал», «Мерседес», немного поработал на трале.

Дело в организации было поставлено чётко – вовремя и полностью зарплата, питание, выдача одежды. Но за людей всё равно не считали – на каждого водителя десяток проверяющих. 10, а то и 12 часов тяжёлого труда в день отдай и никаких поблажек и отговорок. Но в итоге организация разорилась, около 800 человек из числа вахтовиков недополучили зарплату за несколько месяцев и сейчас, после проволочек и возмущения, получают её небольшими кусочками от одного из учредителей.

В последний, или, как говорят суеверные вахтовики, в крайний раз Леонид Леонидович опять попытал счастья в Сургуте. Хозяин частной фирмы – дагестанец обеспечил проживание в общежитии, но пока месяц оформлял документы, платил по 300 рублей в день за выход на работу – подготовку машины. Этой суммы хватало только на еду, поэтому житель края резонно решил больше не рисковать и вернуться на родину. Решил завязать с Севером, тем более на пенсию пошёл. Заработал на Севере только позвоночную грыжу.

   
   

Живущим в крае работа на вахте кажется реальной возможностью заработать ощутимые для Алтая деньги. Объявлений о вакансиях на Севере много в газетах, Сети, на фонарных столбах. Правда, на поверку посредники часто не брезгуют обманом. По наблюдениям Леонида Леонидовича, особенно много посреднических контор на Урале и в Тюмени. Человек платит за информацию о вакансии, едет, а оказывается, что его никто не ждёт, он не нужен. У посредников нет конкретных вакансий, мест работы. И потенциальную зарплату они берут с потолка. Пишут, к примеру, наобум зарплату в 90 - 100 тыс. рублей. И даже если организация оказывается реальной, набора людей она не ведёт.

Искатели трудового счастья иногда оказываются в очень сложных ситуациях. Так, пришлось вызволять с железнодорожного вокзала знакомого из Алтайского края. Приехал по объявлению, работу не нашёл, денег на обратную дорогу не было, стал пить и, по сути, бомжевать. Каждый день кто-то из местных нанимал бродяг на вокзале копать землю – под вечер рассчитывался, платил ровно на булку хлеба, пачку лапши и четушку водки. Ночь на вокзале, а с утра опять в кабалу, как зомби. Если бы не забрали с вокзала домой на Алтай – пропал бы человек.

Холодные деньги

Длинный рубль на вахте только кажется длинным. Важно иметь востребованную специальность. Если она есть – можно рассчитывать на 60 тысяч в месяц. Оплата – 2000 рублей в день считается для водителей стандартной – потребность в перевозках на Севере велика, других видов транспорта там почти нет. Если техника сложная – могут платить до 90 тыс. рублей в месяц. Столько же получают сварщики – но работа у них на морозе, на коленках. Водителям всё равно проще.

Длительность вахты бывает разная – 45 дней через 45 или 60 через 30. Но даже полтора месяца работы – это много. Дней десять может уйти на проезд туда и обратно, в итоге на отдых дома остаётся месяц. Работать по два месяца под силу молодым, хотя это и выгоднее.

В серьёзных организациях оплачивается проезд к месту работы и домой, проживание, питание. Жить приходится в вагончиках в вахтовом посёлке. Вагончик на 8 человек, кровать двухъярусная, повезло, если удалось занять нижнее место или есть напарник, который работает в другую смену. Кормят в столовой, но и в вагончике есть небольшой тамбур с плиткой и чайником. Раз в несколько дней организуется баня. После рабочего дня нужно добраться до вахтового посёлка, сдать путёвку, поужинать, умыться.

Дальше – личное время. У большинства есть планшеты и ноутбуки – народ читает книги, смотрит фильмы. Кто-то предпочитает читать журналы или слушать музыку в наушниках.

Время на вахте тянется долго. Особенно в первые две недели, пока происходит акклиматизация, артериальное давление скачет, состояние полусонное. Под конец вахты время бежит быстрее – скоро отдых. А время дома вообще пролетает одним мигом.

Суровый климат

Как и в обычной жизни, на вахте есть место и смешному, и трагичному. Иногда, если посёлок находится близко к морю, приходится гонять со свалок белых медведей. Иногда кто-то замерзает или умирает. Контингент – своеобразный.

Условия работы на Севере суровые – они по силам молодым. Хорошо, если удастся попасть в большую серьёзную компанию, работа у частника может быть связанна с большим числом сюрпризов и рисков – могут заплатить, а могут и обмануть. Приезжий работник с какого-нибудь Алтая не имеет ни знакомств, ни прав, ни знаний, чтобы отстоять свои трудовые права.

Многие врачи рекомендуют работать на Севере вахтовым методом не более семи лет. В Заполярье кислорода меньше на треть, чем в обычных условиях России. Это отрицательно отражается на сердце и давлении, увеличивает сахар в крови. Адаптация новичков сопровождается постоянными простудами и другими заболеваниями. Это усугубляется низкими температурами, резкими перепадами атмосферного давления, повышенной влажностью, длительным отсутствием солнца.

Долгая жизнь в походных условиях накладывает свой отпечаток на здоровье и семейную жизнь. Постоянное отсутствие кормильца дома – серьёзная проверка семьи на прочность. Выдерживают не все.

Вакансии и зарплата

  • Управляющий сетью столовых (Ямал) – до 150 тыс. рублей.
  • Геолог (Камчатка) – от 130 тыс. рублей. Вахта 2 через 2 месяца.
  • Инженер по обслуживанию техники «Коматсу» (Якутия) – от 100 тыс. рублей.
  • Пекарь (Норильск) – до 80 тыс. рублей.
  • Ведущий инженер по бурению (супервайзер) – от 75 до 90 тыс. рублей.
  • Плотник-бетонщик (Ямал) – от 60 тыс. рублей. Вахта 3 через 1 месяц, рабочий день – 10 часов, один выходной в неделю.
  • Водитель самосвала «Татра» (Тында) – 60 тыс. рублей
  • Повар-бригадир (Тюмень) – 35 тыс. рублей.
  • Слесарь-сантехник (Тюмень) – 30 тыс. рублей.

Кстати

Экономика Севера держится на нефтегазовой, строительной и лесной отраслях. Поэтому нужны бурильщики, сварщики, водители, бульдозеристы, крановщики, экскаваторщики, машинисты автогрейдера. А также помощники машинистов бурильной установки, инженеры, геологи. Зарплата – от 60 до 100 тыс. рублей. Нужны монтажники, каменщики, отделочники, стропальщики. Средняя зарплата – 50 тыс. рублей. А вот комбайнёры или таксисты почти не нужны.

Находится работа и для обслуживающего персонала – поваров, кладовщиков, горничных, комендантов. На них нанимают женщин. Зарплата – раза в два выше, чем на Алтае. Но это плата за тяжёлые условия труда.

Смотрите также: