Тренер по шахматам: На Алтае среди малышей сейчас настоящий шахматный бум

В шахматах, как с санкциями: пытались нас развалить, а мы опять на плаву.

   
   

Недавно пришла новость: Мария Дорожкина из Барнаула – чемпионка России по шахматам и шашкам среди юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья.

Фото: Мария Дорожкина с наставницей. Из личного архива

Наша юная землячка завоевала это звание под руководством Надежды Зыкиной, тренера высшей категории, мастера ФИДЕ.

Досье

Надежда Зыкина.

Окончила Алтайский политехнический институт. Работала в специальном конструкторском бюро на Алтайском моторном заводе. Многократная финалистка чемпионатов России по шахматам. Успешно играла с такими известными гроссмейстерами и международными мастерами, как В. Козловская, Е. Ахмыловская, А. Ахшарумова, Т. Месхи, К. Арахамия, Л. Семёнова, Л. Саунина. В финале первенства ВЦСПС в Гомеле в 1973 году получила приз за наибольшее количество очков против гроссмейстеров и мастеров. Неоднократная чемпионка среди девушек ВДСО «Спартак» и ВДСО «Буревестник. Тренер высшей категории, мастер ФИДЕ.

Вечная игра

Елена Николаева, altai.aif.ru: В СССР шахматы считались своего рода элитным видом спорта. Хотя смотреть многочасовые партии способны были, по-моему, исключительно фанаты…

Надежда Зыкина: Раньше в шахматы играли только с классическим контролем, поэтому они не были зрелищными, как, например, подвижные виды спорта. О том, как был развит этот вид спорта, говорит даже такой факт: в честь 70-летия образования СССР шахматисты моторного завода, где я в то время работала, бросили вызов шахматистам Барнаула: сыграть матч на 70 досках. Матч, собравший 140 участников и ещё больше болельщиков, закончился победой заводской команды. У нас была очень сильная команда, которая много раз побеждала на краевых и всероссийских соревнованиях.

– В постперестроечный период о шахматах, казалось, забыли. Удалось ли сохранить шахматную школу, традиции?

   
   

– Я как тренер и играющий шахматист не заметила, чтобы в перестроечные годы потерялся или снизился интерес к шахматам. Да, было тяжело: закрывались клубы, исчезли с телеэкранов шахматные передачи. Но любители собирались во дворах, парках, скамейках и часами играли, общались. Шахматы им помогали психологически пережить то время. Шахматам учили своих детей, внуков. Проводили первенства домов, дворов, районов. Первенство города среди школьников никогда не собирало меньше 100 человек. Администрации школ шли навстречу, предоставляли помещение. Кстати, сегодня об этом договориться очень сложно. Всюду – услуги платные.

То, что сегодня появилось сколько мастеров, гроссмейстеров, то, что мы, как и в советское время, вновь боремся за мировую корону, означает, что шахматная школа в нашей стране жива, живы её традиции, переданные от поколения к поколению. Это, как с санкциями: вы нас развалили, а мы опять на плаву! Конечно, любой тренер на занятиях обращается к классике, рассказывает о наших русских, советских, российских спортсменах. На их лучших партиях изучается техника игры.

У нас в Алтайском крае среди малышей сейчас настоящий шахматный бум. Но всё же я не уверена, что шахматистов станет больше. Это специфический вид спорта. На начальном обучении детей очень много. Но когда они дорастают до вторых разрядов и необходимо всё больше заниматься самостоятельно, ребята начинают тормозить в развитии, а потом и вовсе уходят. Остаются только ребята с определённым складом ума. Из них и получаются потом шахматисты-спортсмены.

Стойкие дети

– Вы занимаетесь с детьми из краевой общеобразовательной школы №6, бывшей школы-интерната для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Что самое важное в такой работе?

– При работе с такими детьми приходится вырабатывать у них оценку самозначимости, так как у ребят проблемы не только физические, но и психологические. К тому же им нужно немного больше времени, чтобы всё получалось. А вообще эти дети более целеустремлённые и стойкие, чем многие их здоровые сверстники. Сложнее с родителями. Есть родители, которые сдают ребёнка в интернат, словно скидывают обузу. Потом прибегают во время занятий, забирают, потому что им так удобно. А ребёнок – в слёзы! Такие родители не готовы себя в чём-либо ограничить, они считают себя «обиженными судьбой». Но есть родители, которые героически вместе со своими детьми преодолевают все испытания. Они поддерживают любое начинание своего ребёнка.

– Что дают шахматы таким ребятам?

– Занятия интеллектуальными видами спорта дают возможность детям, в первую очередь, адаптироваться в окружающем мире. У них появляется интерес, появляются друзья. Они начинают осознавать, чего хотят, у них появляется цель. Они уже не чувствуют себя на задворках общества, у них начинают светиться глаза, появляется уверенность. Чемпионами становятся не все, но они поступают в высшие учебные заведения, приобретают профессии, становятся социально защищёнными. Из воспитанников СДЮШОР №3 Роман Шабалин и Анастасия Иванова закончили АГУ, Ольга Дьячина и Мария Вакуленко поступили в университеты. Все они в своё время были участниками и призёрами первенства и чемпионатов России, всероссийских спартакиад интеллектуальных спортивных игр. Ольга Дьячина первая из алтайских шахматистов – детей с ограниченными возможностями здоровья – прорвалась на первенство мира в 2013 г. Ну, а Маша Дорожкина – уже вторая «ласточка», ей предстоит в июле 2017 года выступать на чемпионате мира среди женщин с поражением опорно-двигательного аппарата в Словакии. Помню, когда Маша заняла 3-е место среди девушек на Первенстве России в ноябре 2015 года и была зачислена в члены юношеской сборной России по шахматам среди лиц с ПОДА, я задала ей вопрос: «Стоила ли эта цель тех усилий и такого количества времени, которые пришлось потратить, чтобы её достичь?». Маша уверенно ответила: «Да, стоила». Посмотрим, осознает ли она, что новый титул – это не только уважение, но и в первую очередь новая ответственность, ведь чтобы удержать завоёванный статус, надо будет буквально «пахать». Да, шахматы, как и всякий спорт, – очень жестокая игра, которая всем раздаёт по заслугам. Если расслабляешься, то рискуешь навсегда выбыть из игры.

Это ёмкое слово – «победа»

– Что значат для вас успехи ваших учеников?

– Я рада даже самым маленьким победам своих воспитанников. А победа – это очень ёмкое слово. Победа – не только выигрыш партии. Но «для победы все средства хороши» – это не наш девиз. У меня на занятиях в одной группе есть и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями. Группа формируется по спортивным разрядам. Если мой воспитанник, здоровый ребёнок, играет с тотально слепым мальчиком и, имея плохую позицию, роняет сопернику флаг, то слова поощрения он от меня не услышит. Победа должна быть чистой. Слабовидящим детям необходимо больше времени: им нужно ощупать все фигуры на доске, уточняя, где каждая из них стоит, найти угрозы, в уме, не видя доску, посчитать варианты. Это очень сложно! И пользоваться физическими недостатками соперника нельзя! Своих воспитанников в такой ситуации я приучаю вести себя следующим образом: предложить сопернику ничью, чтобы выяснить, играет противник в лучшей позиции на победу или готов согласиться на ничью в связи с нехваткой времени. И только в случае, если противник отказался от ничьей, показав тем самым, что он играет на победу, сопротивляться в полную силу.

У меня дружные, добрые ребята. Они общаются, делятся новостями, планами на каникулы. И я рада за них.

– Надежда Николаевна, вы принимаете участие в судьбе многих инваспортсменов-шахматистов. Для них шахматы – окно в мир?

– Для многих из них и в самом деле шахматы – окно в мир. Например, в Научном городке проживает инвалид детства, колясочник Евгений Водясов. В шахматы он начал играть в 15 лет под руководством своего друга Сергея Аборнева. С 1996 года Евгений – участник краевых соревнований и соревнований СФО. В 2001 г. в Туле он стал чемпионом России среди колясочников – лиц с ПОДА. А в 2002 году в составе сборной России в Грабыня (Чехия) стал чемпионом мира среди колясочников – лиц с ПОДА. Попал в сборную команду мира IPCA. В её составе играл на четырёх всемирных олимпиадах. С 2001 по 2014 годы Евгений Водясов был членом сборной России и IPCA, а я была его шахматным ассистентом («руками», то есть двигала фигуры во время партии). Для Евгения Водясова в буквальном смысле шахматы стали окном в Европу и мир.

Смотрите также: