Елена Гриценко работает учителем физкультуры более 20 лет, весной она победила на конкурсе «Учитель здоровья Алтайского края». Елена убеждена: ребёнок не должен, как рекордсмен, отжиматься по 100 раз, но он должен быть активным, живым, мобильным.
Накануне нового учебного года Елена Гриценко рассказала корреспонденту АиФ-Алтай о том, как за последние годы изменились уроки физкультуры и сами ученики, и почему дети с ограниченными возможностями здоровья должны приходить в школьный спортзал.
От чирлидинга до шахмат
Елена Чехова, АиФ-Алтай: Елена Владимировна, сегодня многие, в том числе врачи, говорят, что растёт поколение не очень подвижных детей, которые любят сидеть у компьютеров или телевизоров, не любят напрягаться, прежде всего – физически. Согласны с этим?
Елена Гриценко: Какая-то доля правды в этом есть, конечно. Но всё же дети остаются детьми. Они любят и побегать, и поиграть, и пошуметь. Главная задача учителей физической культуры – направить детскую энергию в нужное русло, сделать так, чтобы им было комфортно и интересно на уроках. Тогда и от компьютеров их можно отвлечь.
– Хватает ли ученикам той физической нагрузки, которая отводится по школьной программе?
– Конечно, три часа в неделю – не такая уж и большая нагрузка. Но кроме уроков физкультуры есть ещё и кружки, секции. В лицее мы создали спортивный клуб, который объединил всю внеурочную деятельность и в котором есть очень много разных направлений. Например, чирлидинг. Сначала я думала, что это – всего лишь поддержка спортсменов на соревнованиях. Но вскоре поняла, что, прежде всего чирлидинг – гимнастика. И очень серьёзная. Поддержки, шпагаты, стойки на руках, другие акробатические упражнения. Всё это требует хорошей физической подготовки. Кстати, чирлидингом интересуются не только девочки, но и мальчики. В прошлом году двое мальчиков пришли заниматься в команду начальных классов. Эта юная команда с уже большими регалиями. Они были чемпионами Сибири, дважды чемпионами Алтайского края.
Более старшие ребята занимаются в секции баскетбола. У баскетболистов лицея тоже немало побед. Юношеская команда много раз становилась чемпионом Новоалтайска, призёром краевых соревнований. Да и команда девушек раз пять или шесть становилась лучшей в городе.
Ещё наши лицеисты увлечены шахматами. Мы выиграли грант, по которому нам прислали много шахмат, демонстрационную магнитную шахматную доску. Теперь такие шахматные баталии в лицее проходят! В них и дети, и учителя, и родители принимают участие.
– Участие взрослых, наверное, для детей важнее всяких убеждений о нужности физкультуры?
– В апреле во всемирный день здоровья мы провели фитнес-марафон. И начали его… учителя. Все вышли в центр спортзала и показали номер, который подготовили для своих учеников. Те были в восторге!
Мне очень нравится, что сейчас стало много семей, которые приходят с детьми в спортзал, занимаются, участвуют в соревнованиях. Помню, как в первые годы было сложно «раскачивать» конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья». А сейчас сами родители хотят выступать, от класса заявляются по две-три семейные команды. Конечно, для ребёнка важен пример родителей. Они так переживают, болеют, радуются, гордятся успехом своих пап и мам.
Задание на дом
– В моё советское детство школьники в обязательном порядке сдавали комплекс ГТО. Теперь – по желанию. Насколько современные дети готовы к «труду и обороне» по этим нормативам?
– Нормативы комплекса недалеко уходят от школьной программы. Те же самые наклоны, прыжки с места, бег на 30, 60 или 100 метров. Сейчас уже много детей выражают желание сдавать ГТО. Для выпускников школы золотой значок даёт возможность получить дополнительные баллы при поступлении в вуз. А для остальных – просто интересно. Когда проводили день здоровья для детей, которые ходят к нам на дошкольную подготовку, то и у них мы приняли нормативы ГТО. Конечно, малыши ещё не умеют технически делать многие вещи. Мы их этому обязательно научим в школе. Но похвален интерес детей и родителей к хорошим спортивным результатам.
– Что для вас является показателем физической подготовки учеников?
– В начале и в конце учебного года мы проводим тестирование каждого ребёнка, чтобы посмотреть, есть ли прогресс от проделанной работы. Конечно, в основном наши ученики прогрессируют. Теперь же физкультура умная стала. Детей сначала учат, как правильно сделать, и объясняют, зачем ему это нужно. Не просто: «Все на пробежку!», а сперва расскажут, зачем бег нужен. Научат, как правильно посчитать нагрузку, чтобы не перегружать организм. Поколения школьников на уроках физкультуры прыгали через «козла». И многие задавались вопросом: «А для чего это надо?». А это – координация движения, это отработка техники прыжков. Это может пригодиться в самых разных случаях жизни. Когда ребёнок понимает, зачем ему это нужно сделать, то и делает это с полной отдачей.
Для чего вообще нужна физкультура? Чтобы хорошо работали полушария мозга! И это важно понимать с начальных классов. Поэтому с первого класса вводим специальные упражнения, которые развивают межполушарные соединения, вестибулярный аппарат, координацию движений и т. д.
– На уроках они могут заниматься, но интересна ли им физкультура дома?
– А теперь по физкультуре есть домашние задания. Для начальных классов мы даём много заданий на отжимания, на пресс, на мышцы спины. Им эти задания интересны. Например, для профилактики плоскостопия: сидит ребёнок, читает и одновременно пальцами ног собирает палочки с пола.
Мы – команда!
– Ребята с ограничениями по здоровью освобождены от физкультуры?
– Сейчас всё идёт к тому, чтобы такие дети занимались рядом со всеми остальными. Это важно для их социализации. Конечно, они занимаются с учётом своей индивидуальной нагрузки. Если ребёнок по самочувствию не может заниматься, он помогает учителю, например, подаёт мячи или расставляет флажки. Но он вместе со всеми, а не сидит в стороне. Эти дети ведут дневники. Находят упражнения, оптимальные для своего заболевания, советуются с врачом. И заносят в дневник, сколько упражнений выполнено. Что этим ребятам даёт физкультура? В прошлом году одна девочка призналась: «Я спать стала хорошо». Она просто стала делать небольшие упражнения. Моя главная задача при работе с детьми, у которых есть ограничения по здоровью, – научить их понимать возможности своего организма, контролировать самочувствие.
– А здоровые сверстники таких ребят не обижают?
– Мы недавно выиграли грант «Мы вместе, мы команда». В него входили дети социально запущенные, которые стоят на учёте в ИДН, и дети с ограничениями здоровья, которые к нам ходили на обучение. Для этих ребят проводили очень много мероприятий – и шахматно-шашечный турнир, и «Папа, мама, я – спортивная семья», и турнир по настольному хоккею… Вначале волонтёров из числа лицеистов, которые помогали в проведении мероприятий, было не так много, но затем уже в очередь стояли, чтобы помочь ребёнку, у которого ДЦП, или поиграть с детишками из закрывшегося приюта «Забота». Я даже была горда за своих учеников, что они с такой заботой к этим ребятишкам отнеслись.
– Елена Владимировна, каким должен быть учитель физкультуры?
– Я никогда не была злая. Но можно быть добрым и одновременно требовательным, потому что дисциплина на уроке физкультуры нужна, в том числе для того, чтобы избежать травматизма и прочих неприятностей. В то же время на уроке бывают такие моменты, когда ребятишки кричат, и я даже не пытаюсь их одёргивать, потому что они приходят на мой урок, чтобы получить эмоциональную разгрузку.
Досье
Елена Гриценко.
Закончила Ташкентский институт инженеров транспорта и Алтайский педагогический колледж (специальность – «Физическая культура»). В Новоалтайском лицее №8 работает уже 20 лет. Много лет тренирует городскую команду по баскетболу. Руководитель краевого учебно-методического объединения учителей физкультуры.