Гражданин СССР Миша. Как ученый с Алтая молотил рис в китайской деревне

Михаил Титаренко возглавлял 40 лет Общество российско-китайской дружбы. © / Михаил Титаренко / личный архив

Миша - так просто китайцы называли нашего земляка Михаила Титаренко во время его учёбы в Пекине и Шанхае, ставшего потом известным учёным, академиком РАН, выдающимся российским востоковедом, глубоким знатоком Китая. Титаренко часто бывал на Алтае, навещал могилы родителей, (его отец похоронен в Шелаболихе, мама - в Барнауле), поддерживал контакты с родным педучилищем и руководством местного Общества российско-китайской дружбы. В один из приездов в 2007 году корреспонденту «АиФ-Алтай» удалось взять у него интервью. 27 апреля ему исполнилось бы 90 лет.

   
   

Пионерское поручение

Первый интерес к Китаю у Миши Титаренко возник в школе в алтайском селе Шелаболиха. Учительница истории поручила ему подготовить для одноклассников политинформацию о китайских событиях. Во второй половине 1940-х годов в соседней стране, с которой у Алтайского края 55 километров общей границы, шла гражданская война между Компартией и Гоминьданом. Школьник отправился в библиотеку, нашёл необходимые материалы и сделал доклад, который понравился и одноклассникам, и учительнице. Та организовала ещё одно выступление на эту тему уже перед взрослой аудиторией на собрании колхозников. Разовое поручение переросло в увлечение. Дома подросток повесил на стену карту, на которой флажками отмечал сражения и манёвры армии китайских коммунистов. Доклады о происходящем в Китае в разных аудиториях Шелаболихи стали для него постоянным пионерским поручением.

В 1947 году семья Титаренко переехала в Барнаул, где Михаил окончил последние два класса школы и поступил в Барнаульское педагогическое училище №2. Преподаватель училища В. Вадимов помог юноше сделать ещё один шаг к выбору будущей профессии. Он рассказал ученикам о педагогических идеях древнекитайского мудреца Конфуция, а потом поручил Титаренко написать на эту тему небольшой доклад, имевший большой успех. Когда в 1953 году Титаренко окончил училище с красным дипломом, его рекомендовали на учёбу в Москву, где он поступил на философский факультет МГУ им. Ломоносова - редкий по тем временам выбор профессии.

Через три года правительство СССР приняло решение об углублённом изучении Китая и о дальнейшем расширении связей между двумя нашими народами. В феврале 1957 года с Ярославского вокзала в Москве отправилась в Китай первая группа советских студентов для обучения китайскому языку, филологии, истории, медицины, архитектуры и даже производству фарфора. Вместе с ними продолжать образование поехал Михаил Титаренко.

Как рассказывал учёный, он активно изучал китайский язык и стажировался на философском факультете Пекинского университета, постигая мудрость прошлого и перипетии китайского настоящего.

Отправили на трудовое перевоспитание

А оно становилось всё сложнее. Вскоре Мао Цзэдун объявил «большой скачок», в ходе которого началось трудовое перевоспитание интеллигенции, отправляемой на обучение мудрости в крестьянскую среду для «слияния с народными массами».

   
   

Так летом 1958 года студенты и профессора философского факультета оказались в деревне Хуанцунь провинции Хэбэй. Михаил Титаренко был единственным иностранцем, добровольно отправившимся туда вместе с китайскими коллегами. Изучение философии сменили полевые работы и уборка урожая. Лишь в свободное время «перевоспитуемые» студенты усаживались вместе с профессорами на кукурузных стеблях, чтобы обсудить строительство социализма и коммунистическое будущее.

Михаил Леонтьевич вспоминал об этом с улыбкой:

«Поскольку я вырос в деревне, умел всё. Даже приезжали из соседних коммун посмотреть, как работает советский товарищ. Мы вручную пахали поле, жали и молотили рис, выкапывали арахис и батат. Это тяжёлый физический труд. Проработал семь месяцев, пока меня не вызвали в советское посольство, где строго спросили: «Почему вы там бездельничаете?». Хотели наказать, но когда я рассказал, чем занимался в коммуне, меня простили и разрешили продолжать учёбу».

Титаренко продолжил профессиональную подготовку на философском факультете Фуданьского университета в Шанхае. Там выбрал тему будущей диссертации - учение древнего китайского философа Мо Ди (V в. до н.э.). В 1961 году получил диплом об окончании вуза по специальности «философ-историк китайской философии» и диплом переводчика китайского языка. Увидев документ, выпускник испытал шок: философский диплом был выписан на имя «гражданина СССР Миши», так китайцы привыкли называть советского стажёра…

Советник генсеков

Завершение учёбы совпало с началом охлаждения китайско-советских отношений. Продолжая заниматься исследованиями современной идейно-политической ситуации в КНР и обладая редкими знаниями в области китайской культуры, философии, религии, этики и эстетики, Михаил Титаренко продолжил деятельность по специальности. До 1965 года он находился на дипломатической работе: сначала в Генеральном консульстве в Шанхае, затем в посольстве СССР в Пекине. Защитил кандидатскую диссертацию на философском факультете МГУ, а затем докторскую.

Михаил Титаренко рассказывал:

«Когда мне приходилось принимать участие в советско-китайской полемике (в годы конфронтации после культурной революции в Поднебесной) мне не разрешали подписываться собственной фамилией, поскольку тогда я работал в ЦК КПСС советником наших лидеров по китайскому и восточно-азиатским вопросам. Поэтому все статьи на эту тему выходили в прессе под псевдонимом Михаил Алтайский. Если встретите эту фамилию в книгах и библиографии, имейте в виду - это ваш покорный слуга, который таким образом выражал признательность малой родине и Барнаульскому педучилищу №2, которое воспитало меня и дало направление будущей работы. К сожалению, когда я приезжал в последний раз навестить могилы родителей, его здание сгорело». 

Во второй половине 80-х годов советско-китайские отношения стали теплеть. Между нашими странами наладились более тесные отношения, были заключены десятки крупных договоров на сотрудничество в области политики, экономики, торговли, культуры, туризма. И в этом большая заслуга нашего земляка Михаила Титаренко, возглавлявшего институт Дальнего Востока РАН и Общество Российско-китайской дружбы.

Китайцем не стал, но…

Корреспондент «АиФ-Алтай» как-то поинтересовалась у Титаренко: прожив девять лет в Китае, и, всю жизнь занимаясь им, не стал ли он сам в душе немного китайцем?

«Китайцем не стал, но теперь глубоко понимаю китайскую культуру, не только внешнюю, экзотическую, но и её сущность. Россияне, которые один - два раза приезжают в Китай, видят большое внешнее различие между нашими культурами. Однако их суть во многом общая. Это нравственные принципы Конфуция, Лао Цзы и Мо Цзы: справедливость, взаимоуважение, гуманность, верность делу, деловитость, чего нам иногда не хватает. У китайцев есть чему поучиться».

Учёный утверждает, что отличительная черта китайской цивилизации - мощнейшая самоидентификация.

«В 1960 году, когда я учился в университете в Шанхае, у меня состоялся разговор с шестилетним мальчиком. Он всё время ходил за мной и спрашивал: почему у тебя волосы не такие, глаза, почему так одет? Почему у тебя нос не такой, как у китайцев? Вместо ответа, я взял его за вихор и спрашиваю: "А почему у тебя волосы такие чёрные и жёсткие как щетина?". Он стал по стойке смирно, вытянулся и с достоинством произнёс, указывая на нос: «Я хуа-жи!» А слово "хуа" (цветущий, прекрасный), входит в древнее название Китая. Шестилетний пацан знает, что он принадлежит к хуа-жи, поэтому волосы у него чёрные, жёсткие. С молоком матери он впитывает в себя пятитысячную историю Китая. 

Кстати, где бы китаец ни жил, хоть в России, хоть в Америке, он остаётся китайцем, даже если на исторической родине никогда не был. Величайшее достоинство нации - корпоративная солидарность. Он может жениться на европейке, но дети у него будут китайцы. Если китаец достиг чего-то в другой стране, получил мировое признание, то первым делом он доложит об этом своей матери-Родине «Я оправдал ваше доверие».

Девиз китайской социологии: «Всё что могут иностранцы, сделают китайцы и ещё кое-то сверх того». Ещё одна черта китайской цивилизации, культуры обозначается словом «Си-джи». Аналога ему в нашем языке нет. "Си" - тончайшее искуснейшее проникновение, Джи - тщательное, скрупулёзнейшее, терпеливейшее, выносливое. Всё вместе это обозначает колоссальное трудолюбие этого народа. Можно представить, чтобы русский мужик десять лет делал одну и ту же кропотливую работу? А китаец при помощи простейшего инструмента в виде маленького крючка вручную обрабатывает такой твёрдый камень, как нефрит. Вытачивает из него шар сантиметров двадцать-тридцать в диаметре, а внутри делает 32 вращающихся сферы, на каждой из которых написаны эпизоды пятитысячелетней истории Китая. Человек семь-десять лет изготавливает это произведение высочайшего искусства. Зайдите в пекинские магазины, там такой шар не один. И так во всём».

Досье

Михаил Леонтьевич Титаренко родился 27 апреля 1934 года в селе Лакомая Буда (Брянская область). Известный учёный, академик РАН, выдающийся российский востоковед, глубокий знаток Китая, организатор науки, лауреат Государственной премии, второй в истории председатель Общества российско-китайской дружбы, которое возглавлял 40 лет. Более 30 лет был директором института Дальнего Востока. Автор огромного количества научных и популярных работ о Китае и восточно-азиатских странах. Награждён двумя орденами «Знак почёта» (1976 г., 1984 г.), орденом Почёта РФ (1999), орденом Республики Корея «За заслуги в дипломатической службе (медаль Хункван)» (2000). В 1995 году ему присвоили звание «Заслуженный деятель науки РФ». Лауреат премии Российской академии наук имени Е.В. Тарле (2000).

Умер в Москве 26 февраля 2016 года.