Обязательность ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) серьёзно озадачила и «игроков» алкогольного рынка, и многих потребителей, прослышавших, что во многих магазинах и кафе может пропасть такой «продукт».
Нужно, но сложно и дорого
Главная цель внедрения этой системы – отследить путь каждого грамма алкогольной продукции от производителя до конечного покупателя, обезопасив последнего от сомнительной нелегальной продукции. «Побочная» – за счёт упорядочивания оборота повысить собираемость налогов и акцизов, увеличив поступления в бюджет.
Как это должно работать? Производители обязаны специальным образом помечать каждую единицу продукции и в постоянном режиме «отчитываться» перед Росалкогольрегулированием (РАР) по объёмам произведённой и отгруженной продукции.
Оптовики должны «сигналить» об объёмах полученного от них и поставленного в розницу; розница – за каждую поступившую и проданную «ёмкость». Для этого технически каждому участнику цепочки нужны компьютеры со специальным программным обеспечением, сканеры и ещё кое-что «по мелочи».
По словам Алексея РЫБНИКОВА, гендиректора одного нашего известного пивоваренного завода, для входа в ЕГАИС пришлось приобрести «оснащения» на 10 млн рублей и принять в штат 10 сотрудников для работы с ним. В рознице в готовность одной точки в начале года владельцы вкладывали от 70 до ста с лишним тысяч рублей. Как производители и продавцы возместят понесённые затраты – вопрос из разряда риторических.
Слабое звено
С 1 января с. г. оптовики обязаны передавать в ЕГАИС сведения о полном обороте алкоголя. В ходе недавнего отраслевого совещания, состоявшегося в рамках «Алтайфеста», Алексей КРУПИН, руководитель Управления РАР по СФО, отметил, что в Алтайском крае один из самых высоких показателей в стране по подключению оптовиков. А вот с 1 июля о закупке и продаже алкогольной продукции в ЕГАИС должны отчитываться все магазины, находящиеся в городских поселениях, и здесь ситуация менее радужная.
По словам Ирины МАЗУР, главного специалиста отдела лицензирования видов деятельности Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, слабым звеном оказалась малая розница, неорганизованные (т. е. не сетевые) предприниматели (всего в городах края 1837 магазинов, в ассортименте которых есть алкоголь, в т. ч. пиво). Специалист предположила, что им будет дан «некий период адаптации», но заметила, что это зависит не от краевых властей.
Как сегодня потребитель может определить в системе ли магазин? При покупке маркированного (крепкого) алкоголя он получит чек со штрих-кодом и ссылкой на информационный портал для проверки легальности его происхождения. На «пивных» чеках и чеках заведений общепита таких «пометок» нет, но кто ж мешает спросить: как у вас ЕГАИС, не сбоит?
Вообще специалисты утверждают, что сбоить не должно.
Кстати
В сельских поселениях магазины должны подключиться к ЕГАИС с 1 июля 2017 года, за исключением тех, которые находятся в малых и отдалённых сёлах. Перечень сёл и посёлков, где отсутствует точка доступа подключения к Интернету, а также с населением менее трёх тысяч, был утверждён в крае ещё в прошлом году. В нём – более тысячи населённых пунктов.
Смотрите также:
- Ресурсы сравнения цен в интернет-магазинах РФ ощутили приток посетителей →
- Тимур Асланов: В кризис можно не только выжить, но и увеличить прибыль →
- Киоски и ларьки скоро будет трудно снести? →