Самый сложный этап завершен. Старый мост в Барнауле откроют досрочно

Вес каждой железобетонной балки - 15 тонн © / Александр Захаров / АиФ

В Барнауле продолжается ремонт Старого моста через Обь, работы идут даже с небольшим опережением графика. Сейчас рабочие завершили самые трудоёмкие мероприятия. На объекте смонтировали все балки пролётных строений на эстакаде со стороны Новоалтайска, ранее аналогичные работы уже выполнили со стороны улицы Парфёнова. 

   
   

До этого на основной части моста провели большой объём работ по замене железобетонных плит на металлические, которые выдержат минимум 50 лет эксплуатации. С наступлением тёплой погоды начнётся устройство покрытия из асфальтобетона.  

На эстакадах Старого моста закончили монтаж пролётных строений. Фото: АиФ/ Александр Захаров

Современные технологии в действии 

Движение по Старому коммунальному мосту в Барнауле полностью закрыли с января 2020 года. Общественный транспорт, маршруты которого раньше проходили здесь, пустили через Новый мост. Железнодорожный транспорт также перенаправили на соседние пути. На подъездах к мосту установили соответствующие знаки и заграждения. 

Затем здесь разобрали асфальтобетонное покрытие, перила и тротуары. Вместо железобетонных плит, их было более 700, смонтировали металлические (ортотропные). Каждая состоит из пересекающихся продольных рёбер усиления и поперечных балок, приваренных к листу настила. Это даёт ему возможность воспринимать нагрузку от транспорта и внести свой вклад в несущую способность моста. 

«Автодорожная часть моста построена в 1959 году, и с тех пор каких-либо серьёзных ремонтных мероприятий здесь не проводили. Все конструктивные элементы нуждались в замене, конструкцию пришлось практически полностью разобрать», - отметил первый заместитель начальника ФКУ Упрдор «Алтай» Сергей Гончар

Сергей Гончар. Фото: АиФ/ Александр Захаров

Процессы демонтажа железобетона и монтажа металла шли параллельно в обе стороны от середины моста. Для этого смонтировали подкрановые пути и две кран-балки, которые двигались в разные стороны, чтобы ускорить процесс. Внизу сделали платформы для улавливания отходов железобетона, чтобы они не попадали в реку.   

На каждую плиту нужно было поставить узлы соединения, покрасить без доступа воздуха. На один конструктивный элемент, который в среднем весит пять тонн, приходится около 600 болтов. Ширина плиты - от 2 до 2,16 метра. Каждый болт надо затянуть и обеспечить натяжение на проектное усилие в 22 тонны. Это называется фрикционное соединение.  

   
   

Ломать оказалось сложнее, чем строить 

Чтобы обеспечить доступ к центральной части моста во время установки новых плит проезжей части, пришлось отложить демонтаж эстакад: по ним двигались рабочие и техника. На следующем этапе, когда основная часть работ по сборке центральной части моста была завершена, мостовики приступили к разбору эстакады со стороны Барнаула. От конструкции оставили только стойки опор, которые также отремонтировали. Все остальные элементы – заменили на новые. Позже аналогичные работы выполнили и на второй эстакаде.  

Со стороны Барнаула это 13 пролётов по шесть балок в каждом. Со стороны Новоалтайска - 17 пролётов по шесть балок. В целом поменяли 180 балок пролётных строений, вес каждой - 15 тонн, а общая масса - 2700 тонн. Чуть меньше весит центральная металлическая часть моста. 

«Сам монтаж балок на эстакадах проходил достаточно быстро, но подготовительные работы - трудоёмкий процесс. Меняли все опорные части, то есть каждый пролёт нужно было сначала разобрать, а потом так же последовательно собрать, уже из новых элементов», - пояснил заместитель директора по капитальному строительству ООО «Барнаульское ДСУ № 4» Денис Попрядухин

Денис Попрядухин. Фото: АиФ/ Александр Захаров

На финишном этапе 

Все запланированные на зиму мероприятия подрядная организация выполнила в срок и по графику, подчеркнул Сергей Гончар. Остались в основном те, что требуют устойчивых положительных температур. Если сейчас на мосту одновременно трудятся около 60 человек, то скоро их число вырастёт до 80-90. 

На совмещённой части моста выполнят гидроизоляцию, на эстакадах - укрепление железобетонных элементов. Завершат установку перильного и барьерного ограждения, монтаж деформационных швов, устроят асфальтобетонное покрытие.  

Также построят новое электроосвещение от моста до Правобережного тракта (до Новоалтайска и села Санниково), в прошлом году уже выполнили капитальный ремонт моста через протоку Оби. Это обеспечит автомобилистам комфортный въезд в город. Летом Упрдор «Алтай» обновит покрытие на всем участке от Чуйского тракта до моста, а городские власти в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтируют улицу Парфенова - это спуск к мосту со стороны Барнаула.  

Все работы проведут, пока участок закрыт из-за ремонта совмещённого моста, чтобы в будущем не создавать помех для автомобильного транспорта. По контракту закончить ремонт должны были в ноябре, но планируется выполнить работы с опережением графика и открыть мост для транспорта уже в сентябре 2021 года. 

Кстати

Дорожная часть моста перешла в федеральную собственность в октябре 2018 года и поступила на баланс ФКУ Упрдор «Алтай». Железнодорожная часть и опоры принадлежат РЖД. Дорожники подготовили проект и выделили средства на ремонт автомобильной части, который не видели здесь более полувека. Финансирование идёт из федерального бюджета. Общая стоимость ремонта составит 1,1 млрд рублей. Протяжённость моста вместе с эстакадами составляет 1,3 километра. 

Справка
Впервые мост через Объ в Барнауле построили в 1915 году для паровозов. К середине 20 века началось бурное развитие грузового и легкового автотранспорта. Поэтому в 1959 году вплотную к дореволюционным опорам пристроили новые, на которых уже возвели совмещённый мост для автомобильного и железнодорожного транспорта. Тот самый, который сейчас ремонтируют. Долгое время оба моста стояли параллельно. В конце 1980-х рядом построили ещё один железнодорожный мост на два пути. На рубеже веков пролёты моста 1915 года постройки разобрали. Мост 1959 года постройки несколько раз локально ремонтировали. Последний раз здесь проводили работы в 2009 и 2013 годах. В 2018 году комиссия признала, что сооружение не отвечает требования безопасности. В 2020 году его закрыли на капитальный ремонт. Такой масштаб работ здесь проводят впервые в истории. До закрытия интенсивность движения составляла около 20 тысяч автомобилей в сутки, ходило 22 межмуниципальных маршрута регулярного сообщения.