Сахара много не бывает. Почему в крае немногие садят рентабельную культуру?

   
   

В крае подводят итоги традиционного трудового соревнования в агропромышленном комплексе. На следующей неделе его победители встретятся в Барнауле на торжественном мероприятии в честь работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, получат заслуженные благодарности, аплодисменты, призы-подарки.

Надо полагать, в числе отмеченных будут и свекловоды. Ведь в завершившемся аграрном «сезоне» в крае собрали более миллиона тонн сладкого корня - исторический максимум за многие десятилетия  возделывания культуры в регионе. По информации Сергея Серова, вице-спикера АКЗС, председателя комитета по аграрной политике и природопользованию, предыдущий рекорд свекловодов- 820 тысяч тонн - относится к 1972 году(!). И он был получен с 86 тысяч гектаров, а нынешние  1100 тысяч тонн собраны с 22-х тысяч га!

Хорошо? Безусловно. Тем более, что Алтайский край – единственный за Уралом регион, где выращивают сахарную свёклу, а «конкурентное преимущество» - оно и есть преимущество, и его всегда можно успешно монетизировать.  Хозяйства, занимающиеся сладким корнем, это знают. Как сообщил во время недавнего интернет-форума на офсайте администрации края Александр Лукьянов, «аграрный» вице-губернатор, в современном периоде рентабельность сахарной свёклы - одна из самых высоких среди сельскохозяйственных культур; к примеру, в прошлом году этот показатель превысил 88%!

Возникает вопрос: почему таких хозяйств не так уж и много (чуть больше 20), и столь ценную культуру культивируют только в шести районах края: Павловском, Ребрихинском, Калманском, Первомайском, Топчихинском, Шелаболихинском? Не в том ли дело, что в крае работает только одно свёклоперерабатывающее предприятие? Всё на том же форуме Лукьянов выразил уверенность, что Черемновский сахарный завод сможет переработать весь рекордный урожай свёклы: в последние годы предприятие провело серьезную реконструкцию, его суточная мощность - до 5600 тонн. С одной стороны, можно порадоваться, за завод и заводчан, на весь зимний сезон загруженных работой; с другой стороны, «недвижимость» решения альтернативных вариантов переработки «эксклюзивной» алтайской сельхозкультуры не может не огорчать.

На начало нынешнего века в крае, помимо Черемновского, работали Алейский и Бийский сахарный заводы. На Алейском, основанном в 1932 г., производство было законсервировано в 2009 году, года три назад его сохранившееся имущество было продано на торгах. О его «реинкарнации» говорить не приходится, тем более, что для Алейской зоны края относительно экономичное топливо (природный газ) – не самая близкая перспектива, а других энергоносителях себестоимость конечного продукта неконкурентноспособна.

А вот с Бийским сахарным заводом всё не так запущено. Первый «стоп-кран» на этом предприятии 1935 года рождения сработал в 2008 году. Позже оно вошло в состав Ассоциации «Изумрудная страна». Печальная слава на Ольгу Антипину «свалилась» уже после того, как в октябре 2011 года Бийский сахарный был торжественно открыт после реконструкции, стоившей Ассоциации порядка миллиарда рублей. Под возобновление сахарного производства в наукограде к тому времени хозяйства Бийского, Первомайского, Смоленского, Советского, Тальменского районов засеяли свеклой 19,5 тысяч га, но радость оказалась недолгой. Завод проработал лишь один сезон. Окрестные свекловоды ещё какое-то время надеялись, что краевые власти найдут возможность запустить предприятие ко времени переработки урожая 2014 года, но увы…

   
   

Вследствие краха «Изумрудной страны» решением Арбитражного суда Алтайского края от 31 марта 2016 г. Бийский сахарный завод был признан банкротом. Но однако, по информации Татьяны Зелениной, начальника Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, завод газифицирован, в хорошем состоянии, там ничего не демонтировано, не украдено.

Вопрос только в том, кто запустит сахарный завод в самой свекловичной -  с точки зрения почвенно-климатических характеристик – зоне региона, где ещё остались специалисты, помнящие, как выращивать сладкий корень. По словам Александра Лукьянова, работа по поиску инвесторов для Бийского завода продолжается. Но как она ведётся, кем, с кем – об этом «сверху» информация не доходит. И «готовое», технологически оснащённое предприятие (хоть и обременённое банкротством) который год уже простаивает, вместо того, чтобы стимулировать в целом ряде районов края культивирование одной из самых рентабельных культур.

Смотрите также: