Работа в замкнутом пространстве. Как идет ремонт Старого моста в Барнауле

Старый мост в Барнауле. © / Александр Захаров / АиФ

Этот объект – один из двух маршрутов, ведущих в столицу края. Интенсивность движения составляет около 20 тысяч автомобилей в сутки. С января этого года на нём закрыли движение. Рабочие уже практически завершили самый сложный этап – замену железобетонных плит проезжей части на металлические. На это ушло 2100 тонн металла. 

   
   

Скоро перейдут к ремонту эстакад. На них полностью заменят балки пролётных строений. Затем начнут устройство дорожного полотна. Примерно через год здесь полностью обновят асфальт и установят освещение. Сложность объекта – в его нестандартности. На нём совмещено железнодорожное и автомобильное движение. Здесь невозможно поставить подъёмную технику и приходится ограничиваться кран-балкой.  

Латали,  да не помогало 

Проблемы с мостом начались в конце 1990-х. В 1999 году на правобережной эстакаде произошло обрушение полки балки пролётного строения с установленным на ней тротуарным блоком. В отчёте по обследованию сооружения говорилось, что мост находится в критическом состоянии и может эксплуатироваться транспортными средствами весом до 20 тонн со скоростью 40 км/час. Пешеходное движение должно быть закрыто, так как ряд балок эстакадной части находится в аналогичной ситуации и обрушение может произойти в любой момент.  

В 2003 году выполнен ремонт трёх пролётов правобережной эстакады. Но уже в 2004 году произошло разрушение бетона плиты проезжей части на правобережной эстакаде под опорой № 14. В 2009 году выполнили ремонт эстакад с заменой крайних балок пролётных строений, тротуарных и парапетных блоков, опорных частей, деформационных швов. Незначительный ремонт мэрия города провела также в 2013 году. Его хватило на несколько лет.  

За дело взялись всерьёз 

По состоянию на 2018 год, когда объект перешел в федеральную собственность, он уже не отвечал требованиям безопасности и его признали аварийным. Он требовал немедленного ремонта. Его стоимость составит 1,1 млрд рублей. Основные дефекты: разрушение частей балок пролётных строений на эстакадах с угрозой их обрушения, на плитах встречались дыры, в которые могло провалиться колесо автомобиля, с отслоением защитного слоя и коррозией арматуры. Были разрушены насадки опор. Ограждение безопасности не соответствовало нормативам по высоте и удерживающей способности, в некоторых местах оно разрушилось полностью с образование сквозных проломов. 

Теперь вместо старых железобетонных плит проезжей части установят 370 металлических ортотропных. После этого отремонтируют две эстакады. 

«Можно сказать, что сейчас мы на середине пути по ремонту моста, – отметил начальник ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский. – На совмещённой части сегодня выполнено 80 процентов работ по металлу – монтаж ортотропных плит. Планируем до 1 сентября закончить монтаж металлоконструкции. Параллельно начали работы на эстакаде со стороны Барнаула. Демонтаж балок пролетного строения выполнен здесь полностью. Идёт устройство новых ригелей насадок опор. До конца года надеемся смонтировать все балки со стороны Барнаула. Также приступим к работам на эстакаде со стороны Новоалтайска. С весны 2021 года выйдем на устройство проезжей части моста. Огромная работа выполнена по железнодорожной части: переключение движения поездов, организация шести временных съездов, устройство различных систем связи и безопасности. Построили временные платформы на станции «Присягино» и остановочном пункте «226-й км».  

   
   

По словам спикера, пандемия не повлияла на ход работ. Здесь придерживаются всех правил, необходимых для безопасного санитарного состояния. Все контракты по поставкам заключили ещё зимой, и металл шёл исправно. Поставщики выполнили свои обязательства и поставили материалы в срок.  

Старый мост в Барнауле. Фото: АиФ/ Александр Захаров

Гарантия минимум в полвека 

Чтобы при демонтаже старые элементы конструкции не загрязняли реку, под автомобильным мостом стоят специальные уловители. Площадь новой конструкции составит порядка 8500 квадратных метров, вес – около 2000 тонн. Масса снизится в два раза, по сравнению со старой конструкцией. Металлические плиты выполнены по индивидуальному проекту. Они более износостойкие по сравнению с железобетонными. Гарантия на них минимум 50 лет.  

«На каждую плиту нужно поставить пластины, провернуть, протянуть, покрасить без доступа воздуха. Плита крепится к существующим продольным балкам моста на фрикционные соединения – натяжение болта на проектное усилие, – рассказал начальник участка подрядной организации «Барнаульского ДСУ-4» Дмитрий Журавлёв. – На одну плиту, которая в среднем весит пять тонн, приходится около 600 болтов. Ширина плит – от 2 до 2,16 метра. Мы ограничены габаритами моста, здесь невозможно разместить тяжёлую подъёмную технику, поэтому обходимся кран-балкой. С помощью неё демонтировали старые плиты и ставим новые. Металл защитят с помощью антикоррозийного покрытия».  

После монтажа металлических плит и устройства гидроизоляции, а также замены конструктивных элементов эстакад дорожники начнут укладку асфальта, устройство тротуаров, перил, барьерного ограждения. В ближайшее время предстоит заменить 180 балок пролётных строений.  

«С точки зрения финансовых затрат это не самый масштабный объект, у нас были более капиталоемкие, – рассуждает Ярослав Долинский. – Но с точки зрения уникальности мы ещё не сталкивались с работой в таком замкнутом пространстве, где невозможно разместить краны и где параллельно находятся железнодорожные пути. Мост уникальный, таких в России единицы. Также мы уделим большое внимание благоустройству. Построим новое освещение от моста до Правобережного тракта (до Новоалтайска и села Санниково) и выполним капитальный ремонт малого моста через протоку Оби. Все работы проведем, пока участок закрыт из-за ремонта совмещенного моста, чтобы в будущем не создавать помех для автомобилистов. Это обеспечит комфортный въезд в город. Полная сдача объекта запланирована на ноябрь 2021 года». 

Кстати 

Дорожная часть моста перешла в федеральную собственность в октябре 2018 года и поступила на баланс ФКУ Упрдор «Алтай». Железнодорожная часть и опоры принадлежат РЖД. Дорожники подготовили проект и выделили средства на ремонт автомобильной части, который не видели здесь более полувека. Финансирование идёт из федерального бюджета. Протяжённость моста вместе с эстакадами составляет 1,3 километра, на время ремонта потребовалось полностью закрыть движение для автомобильного и железнодорожного транспорта, идущего ниже. 

Справка
Мост построили в 1915 году. За несколько лет до этого в Барнаул прибыла группа специалистов из столицы. Изыскатели определили, что мостовой переход следует возводить у Гляденской выемки. Место, по их оценке, было очень удачным: самое узкое русло Оби в городской черте, шириной всего 340 метров. Для устройства моста требовалось около 2500 кубических саженей камня. 24 сентября 1915 года из Петрограда прибыла комиссия, которая приняла мост в эксплуатацию. Изначально его длина под один железнодорожный путь составила 747 метров. После Великой Отечественной войны началось бурное развитие грузового и легкового автотранспорта. Барнаул стал транзитным узлом между Сибирью и республиками Средней Азии. В 1959 году над мостом, на опорах 1915 года, построили автомобильную дорогу, а рядом ещё один железнодорожный путь. Перед строительством мост обследовали и отметили хорошее качество каменной кладки русловых опор.