В последние годы интерес к народным ремеслам возвращается. Мастера используют новые материалы, ищут новые пути реализации товара. Так, ремесленники принимают участие в различных мероприятиях, на которых презентуют свои работы.
Однако попытка овладеть этим или другим видом народного творчества, сделать его источником своего существования может оказаться не столь простой.
О том, с какими проблемами сталкиваются народные ремесленники, выяснял корреспондент АиФ-Алтай.
Задумки и дело
Четвёртый фактор – рынок сбыта. Декоративные художественные изделия не являются для потенциального покупателя жизненно необходимыми. Дымковская игрушка или керамическая маска ацтекского бога – предметы красоты. Человек ещё должен захотеть её приобрести. Посуда – более ходовой товар, кружки и горшочки люди готовы брать, но частник не может конкурировать с фабрикой в Китае. Особенно по цене.
Валентина, мастер авторской керамики и украшений, смогла выйти с творчеством на рентабельность, но не сразу и с большим трудом. Аренду мастерской и работу печей окупает многочасовой каждодневный труд и постоянное широкое продвижение своих изделий в Интернете, по всей России. Иногда приходится делать не то, чего просит душа, а то, что будет с большей вероятностью продано. И нет гарантии, что удивительной красоты аромалампы, кубки, чаши и блюда быстро найдут своего почитателя. Спасает только обилие и разнообразие создаваемых изделий. Что-нибудь да купят.
Поддержка необходима
С 2009 года в крае проводят конкурсы на лучшую сувенирную продукцию, награждают лучших мастеров. В этом году на Восьмом краевом конкурсе «Сувенир года», проходившем в июне, 37 ремесленных организаций представили более ста работ. Другое дело, что одного участия в конкурсах для финансовой успешности в ремесле недостаточно.
По оценке старшего преподавателя кафедры художественной культуры и декоративно-прикладного творчества АлтГАКИ Ларисы ИВОЙЛОВОЙ, высокохудожественные произведения народного творчества не в состоянии экономически конкурировать с низкопробными. Их нельзя поставить на поток, а создание требует значительного времени, да и аудитория меньше. В результате происходит отток способных людей от высокой культуры, растрачивание таланта впустую. Другая проблема – сложность поддержки одарённых мастеров. Государству их трудно отыскать и определить. При этом авторское право на художественное произведение народного мастера не защищено. Музеи, выставочные центры, фонды не располагают финансами для закупки творческих работ. Не случайно, что народное искусство постепенно теряет свои художественные достоинства, и всё больше приобретает черты «сувенирности». Когда стоит выбор – создать красоту, которая достойна оказаться в музее, или сделать сувенир, который купит турист, часто побеждает прагматизм. Качество невольно переходит в количество, оригинальность – в самокопирование.
По мнению директора компании народного промысла из Косихинского района Влады ДЕСЯТКИНОЙ, Алтайский край богат самобытными мастерами, самородками-ремесленниками, которые делают уникальные вещи. Однако продвижение ремесленной продукции требует больших финансовых вложений. Это становится
серьёзным препятствием, особенно для тех ремесленников, чьи мастерские расположены в удалённых районах.
Путь «Мастера»
Хорошо, что есть краевые конкурсы и выставки, где мастера-ремесленники могут продемонстрировать свои таланты, предложить изделия и найти клиентов и постоянных заказчиков. Но многие творцы, работающие с деревом, глиной, камнем, на конкурсах даже не появляются.
Помимо устройства выставок и конкурсов, с 2011 года край возмещает предпринимателям, работающим в сфере ремесленничества, часть затрат на участие в выставках, приобретение оборудования, сырья, изготовление рекламной продукции. Возмещение производится в 50% от фактически произведённых и документально подтверждённых затрат, но не более 500 тыс. рублей на одного субъекта предпринимательства.
Ремесленники, которые трудятся не менее пяти лет, могут участвовать в ежегодном конкурсе на звание «Народный мастер Алтайского края». Победители получают общественное признание и денежную премию в размере 50 тыс. рублей. Официальный статус «Мастера» позволяет смелее выходить на выставки, дороже продавать продукцию.
Но господдержка касается только ограниченного спектра творчества и связана зачастую только с узкой темой, так или иначе работающей на имидж Алтайского края. Творцу выгоднее создать нечто, ассоциируемое с регионом, чем творить свободно. Так, многие художники Барнаула вынуждены полагаться на случай. У одного всегда около 10-15 картин для продажи, по цене 30-60 тыс. рублей, другой зарабатывает на проведении мастер-классов. Художники – тоже творцы, но мастера уже не народные. Специалистов художественной ковки, ткачей и кукольников «народными» признать могут, но нужно постараться. А вот изготовителям авторской бижутерии, за редким исключением, о господдержке приходится только мечтать. Творчество мастеров – большое необъятное море, и «алтайский сувенир» – небольшой в нём островок. Не каждый попадёт, не всякий задержится…