Время молитвы и покаяния. У православных начинается Великий пост

С понедельника, 11 марта, для православных начался Великий пост. Он продлиться до Пасхи, которая в этом году отмечается 28 апреля.

   
   

Не все коту Масленица…

..бывает и Великий пост. Так гласит народная мудрость. И согласно церковного календаря, в 2019 году с 11 марта начинается Великий пост.

Сам пост длится сорок дней. Но еще перед Пасхой православные постятся в Страстную неделю. Так что пост длится целых семь недель. В этом году – до 28 апреля, Воскресения Господня или Пасхи.

Первая неделя Великого поста и Страстная неделия перед Пасхой отличаются особой строгостью в отношении еды. Так, в понедельник первой недели (Чистый понедельник) миряне, имеющие достаточный аскетический опыт, благословляются у своих духовников на высшую степень поста -–полное воздержание от пищи.

В монастырях правила еще более жесткие. Например, монахини барнаульского Знаменского женского монастыря в понедельник и вторник первой недели поста и в Страстную неделю только пьют святую воду. Послабления делаются лишь для старых и больных – им варят постную пищу, но без растительного масла. Во время поста в монастыре вообще не готовят для себя, практикуя сухоядение.

Возникновение традиции сухого поста (отказ даже от воды) связано с трагическими страницами истории нашей страны, когда, казалось бы, Русь была полностью подчинена Речи Посполитой. Тогда жители некоторых русских городов договаривались между собой просить заступничества небесных покровителей и начинать покаяние с такого поста, который выдерживали обычно в течение 3-4 дней.

Послабления во время Великого поста делаются для детей и кормящих матерей, для больных и занятых на вредных, тяжелых работах. Получив благословение священнослужителя, эти люди могут употреблять молочные продукты и еду, приготовленную на молоке. Беременные женщины вообще освобождаются от поста.

   
   

Правила поста

За весь постный период разрешается дважды есть рыбу – в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля (если праздник не выпадает на Страстную неделю) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи, в этом году – 21 апреля).

Рыба дозволяется также в дни храмовых праздников. В Лазареву субботу (суббота накануне Вербного воскресенья) уставные церковные правила разрешают вкушение рыбной икры.

Те, кто соблюдает Великий пост согласно древним уставам, каждые субботу и воскресенье могут позволить себе пищу «от черепокожих», то есть покрытых костеобразным панцирем – крабов, раков, морских черепах, устриц, мидий, креветок, лангустов, морских гребешков и т.д. В последнее время сложилось мнение относить к этому разряду пищи кальмаров, хотя они и не покрыты панцирем.

Проверка веры

Возможно, такой вариант поста, когда употребляются довольно экзотические для Руси, а потому – деликатесные, дорогие продукты, доступные далеко не всякому человеку, дал основание для весьма распространенной в советские времена точки зрения, что строгость поста являлась уделом только бедного населения. Мол, в период, когда запасы прежнего урожая подходили к концу, этот религиозный обычай служил способом смирения. В то время, как высшие сословия общества вовсе не отказывали себе в радостях жизни.

Но из истории мы знаем, что в России стойко и кротко держали пост как крестьяне, так и цари. Например, благочестивый русский царь Алексей Михайлович Романов (Тишайший) в среду и пятницу имел обыкновение есть только квашеную капусту, в понедельник после длительной церковной службы – не вареную пищу. Вареное он позволял себе только по субботам и воскресеньям.

Соблюдение или несоблюдение поста в России никогда не являлось показателем материального положения человека или проявлением какой-то экономической необходимости. Пост, скорее, характеризует степень религиозной убежденности человека, проверку через ограничение страстей истинности его веры.   

Конечно, смысл православного поста не сводится только к воздержанию в пище. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, прощением обид, очищением души от грехов, отказом от мирских соблазнов и увеселений. Вот что говорил святитель Иоанн Златоуст: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами... Что пользы, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?»