Принесла соседке фарш. На Алтае дважды оправдали обвиняемую в убийстве

Если приговор устоится, появится право на реабилитацию. © / Коллаж АиФ

В жизни Ирины Швецовой из Барнаула в августе 2020 года наступила черная полоса. В ночь с 7 на 8 августа ее задержали сотрудники полиции, чуть позже предъявили обвинение в жестоком убийстве. Спустя ровно два года, когда Ирина пережила заключение в СИЗО, два суда и получила два оправдательных приговора, она рассказал нам свою историю.

   
   

Вечером 7 августа в одной из квартир на проспекте Комсомольском был обнаружен труп 73-летней пенсионерки. В мусорном баке рядом с домом был брошен пакет с костью, которой ударили женщину, в этом же пакете были перчатки со следами крови. Швецова стала главной подозреваемой, потому что в день убийства заходила к жертве.

«Принесла фарш»

Семья Швецовых, строящая коттедж за городом, одновременно снимала еще квартиру на проспекте Комсомольском. В день убийства Ирина, поехав в медицинский центр, прежде зашла на съемную квартиру, чтобы навести порядок и забрать кое-какие вещи. Обнаружив в холодильнике просроченное мясо, решила занести его соседке для кошек.

«Так бывало неоднократно, - рассказывает Ирина. - В этот раз Надежда Андреевна открыла встревоженная. Сказала, что ей несколько раз звонили в домофон, а потом в квартиру, и когда она подошла, какая-то тетка в пестром платье ударила ее по лицу. По словам Надежды Андреевны, она очень испугалась, успела закрыть дверь».

Швецова встревожилась, настоятельно посоветовала бабушке позвонить сыну и в полицию, та чуть растерянно сказала, что сделает это позднее.

После этого Ирина, вернувшись в свою квартиру, завершила уборку, посетила медиков, снова вернулась на Комсомольский, чтобы забрать некоторые вещи, а затем отправилась в строящийся коттедж.

   
   

 Задерживали ночью

«В тот вечер у нас были гости, - вспоминает женщина. - Приехала тетушка пообщаться с моей мамой. У мамы была терминальная стадия онкологии, она уже и на второй этаж не могла подняться. Спать легли поздно. И вдруг ночью сначала у соседей собака залаяла, потом раздался громкий стук в окна, двери. Я первая спустилась, потом муж, он держал за поводок собаку шарпея. Со стороны котельной в окна светили фонарем. В дом вошли четыре-пять человек в штатском, еще столько же было на улице. На мой вопрос: "В чем дело?", грубо ответили: "Сами знаете".

По словам женщины, когда ее смертельно больная мать от страха села в постели, она подошла и поцеловала ее со словами: «Мама, не переживай, все выясним».

Один из полицейских в штатском показал Ирине видео со словами: «Это же вы сегодня».

«Женщина на видео была действительно моего типажа, коротко стриженная, в очках, но это была не я, в другой одежде даже, у меня и юбки такой не было никогда», - рассказывает Швецова.

Той же ночью ее доставили в ИВС, попросили рассказать, как прошел день:

«После того, как сказала, что заходила к соседке, услышала : «Вот с этого места поподробнее». Следом трое человек стали засыпать вопросами: "За что я убила соседку, как убила?"».

Вскоре мерой пресечения для Ирины Швецовой суд выбрал заключение под стражу.

10 тысяч шагов по камере

В СИЗО Швецова провела восемь месяцев.

«Меня поддерживала семья, истинные друзья, которые ни на минуты не сомневались в моей невиновности», - рассказывает бывшая обвиняемая. - Адвокат Аркадий Козлов внушал веру в успех, хотя, честно признаться, там веру в справедливость начинаешь катастрофически терять. Я не могла понять, почему не ищут настоящих убийц, а меня посадили за то, что я оказалось в ненужном месте в ненужное время».

Несмотря на то, что в перчатках, оставленных в мусорном баке, не было эпителия Швецовой, а по результатам экспертизы был обнаружен запаховый след (так криминалисты называют результат испарения в воздухе пахучих элементов, свойственных человеку - прим ред.) другого человека, следствие продолжало настаивать на версии, что виновной в убийстве была именно она.

«Каждое утро я начинала с ходьбы по камере со счетом шагов. Это отвлекало от гнетущих, панических мыслей и от уныния, - рассказывает Ирина. - Еще я много читала, чтобы воронка тоски не закрутила. Самым главным кошмаром были мысли о маме. Она ведь умерла через месяц после моего ареста, а я с ней не простилась, не похоронила…»

На скамье подсудимых

Дело Ирины Швецовой рассматривалось дважды судом присяжных. И оба раза они выносили оправдательный вердикт. Первой версией обвинения был внезапно возникший конфликт, в ходе которого Швецова насмерть забила соседку.

Присяжные сочли доказательства обвинения странными и беспочвенными. Ни свидетельские показания, ни экспертизы эту версию не подтверждали. Среди оставленных на месте преступления следов не было ни одного обвиняемой. Зато, по словам адвоката Козлова, было много следов возможного убийцы, которые следствие решило «не заметить» . И это не только запаховый след в перчатках, но и отпечатки пальцев, и следы одежды «неустановленного лица» на одежде потерпевшей. Да и второе орудие убийства - тупой предмет - так и не нашли.

Когда 9 апреля 2021 года присяжные огласили вердикт: «невиновна», вся семья Швецовых - Ирина, муж Олег, дочь Маша - заплакали навзрыд. Наручники с женщины в тот день были сняты, но это был еще не конец испытаний.

«После этого мою подзащитную попытались обвинить в убийстве, сопряженном с разбоем, - говорит адвокат Аркадий Козлов. - Появилась версия убийства с целью ограбления, якобы Ирина покусилась на золотые украшения и деньги, которые якобы были у пенсионерки. Но и эта версия также рассыпалась в суде. Бабушка хранила деньги в банке, и никаких золотых вещей чужих при обысках в жилище Швецовых не нашли».

Аркадий Козлов не исключает, что Дамоклов меч над его подзащитной еще висит, и возможен еще и третий суд присяжных.

«Если приговор устоится, моя подзащитная будет иметь право на реабилитацию, потребовать у государства компенсацию за 8 месяцев ареста, незаконное привлечение к уголовной ответственности на протяжении двух лет, а также взыскать затраты на адвокатов. Но пока об этом речи еще нет. Более всего, мы опасаемся, что и во второй раз оправдательный приговор суда в отношении моей подзащитной безосновательно отменят по несущественным основаниям», – подытожил адвокат.

Будет ли третий суд над Ириной? Возобновят ли поиски убийцы? И вообще - кто и из-за чего лишил пожилую женщину жизни? На эти вопросы ответов пока нет. Редакция altai.aif.ru обратилась за комментарием в прокуратуру Алтайского края и будет следить за развитием событий.