«Не сказка, но явь». Где находилась загадочная «райская страна» Беловодье

Загадочное Беловодье пытались отыскать многие. © / pxhere.com

Мифическое Беловодье не первый век будоражит умы как крестьян-странников, так и романтиков-идеалистов, поэтов и писателей. По многим версиям эта страна находится именно на Алтае, но все не так-то просто. Кандидат филологических наук Сергей Мансков в интервью altai.aif.ru рассказал несколько малоизвестных фактов о мифическом рае на земле.

   
   

Справка
Исследование ведется в рамках большого образовательного проекта «ШАГ», который финансируется Фондом президентских грантов.

И зовут то озеро Лопонским

«В художественный текст Беловодье впервые пришло в 1871-м году у Павла Мельникова-Печерского, написавшего романы о старообрядцах, - рассказывает Сергей Мансков. - У Печорского это сокровенные места, где «глубокое озеро, ровно как море какое. А зовут то озеро Лопонским и течет в него от запада река Беловодье».

В записках известного исследователя Николая Ядринцева, могила которого находится в Барнауле, о Беловодье говорится как о загадочной земле, спрятанной в непроходимых дебрях, куда не заезжает заседатель и нет тягостей крестьянского труда. У «забытого русского классика» Георгия Гребенщикова страна Беловодье - не сказка, но явь, это уже не крестьянский рай. Все описания сходятся в том, что место это сакральное и мало кто сюда может попасть.

На реке Бухтарма

Однако, как рассказывает Сергей Мансков, было и вполне реальное Беловодье, куда можно было прийти и жить вольно. И это подтверждают документы. Одно из первых райских мест располагалось в районе сегодняшнего восточного Казахстана.

«На земле, где протекает река Бухтарма, где заканчивалась власть Томской губернии и Алтайского горного округа, не было чиновников, приказчиков, наместников, и с середины XVIII века там постепенно собирались люди со всей России, - рассказывает Мансков. - В письменных источниках того столетия местность так и называли – Беловодье».

Сергей Мансков. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Сохранились даже судебные дела XVIII века, где в допросах звучит Беловодье. Например, в показаниях Федора Сизикова, сбежавшего с Барнаульского сереброплавильного завода. По материалам дела, Федор отправился на вольные земли с Библией, коркой хлеба и сменой одежды. На новом месте нанялся пахать, но уже в первые годы и дом построил, и шуб имел несколько, и уже к нему самому работать в хозяйство нанимались. Кормила пушнина, рыбная ловля, хлебопашество. Жил сыто и богато. Вот только соли не было. Пошел к локтевским озерам за ней. Заодно хотел в землю обетованную заводских родственников и друзей забрать, да не случилось - поймали…

   
   

«У нас в Беловодье, кто во что хочет, тот и верит», - осторожно отвечал Федор на вопрос о том, не старообрядец ли он следственным сутяжникам.

Гонец с государственной тайной

В ту пору в России боролись со старообрядцами. Именно поэтому когда их представители доходили до правителей, первым делом просили убрать препоны для веры. Одна такая история похода к царю датируется 1807 годом. Крестьянин Дементий Бобылев рассказывает царю про Беловодье, которое находится на китайской земле, и где живут 200 тысяч человек, которые и готовы присоединиться к России, если за веру не будут преследовать. Царь выдает гонцу 150 рублей золотом и обещает снарядить экспедицию. Но на следующий день Бобылев исчезает, то ли сам с золотыми скрылся, то ли лихие люди ограбили и убили – история умалчивает, концов так и не нашли.

Про китайские земли, по словам Сергея Манскова, говорил не только Бобылев. О том, что Беловодье  находилось на территории нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного округа на озере Лобнор, предполагал и знаменитый путешественник Николай Пржевальский. Сегодня после китайского испытания ядерного оружия в этом месте все выгорело…

От Алтая до Аляски

Представьте себе, в стране Беловодье когда-то даже был путеводитель и назывался он «Путешественник». Там скрупулезно и дотошно описан маршрут с указанием людей, которые помогут по дороге. Несмотря на то, что тайный путеводитель изымался властями, до наших дней дошли рукописные списки. В одном из них Беловодье лежит где-то за Алтаем вблизи «опоньских» (японских) островов на море, на многих островах.

Алтайский Уймон в этих путеводителях был воротами к дальнейшему путешествию, в деревне Устюба путников встречали иноки, оказывающие помощь.

Судя по рассказам, записанных у потомков старообрядцев, вольная страна могла находиться и в Китае, и в Казахстане,  и даже на Курилах, и на Аляске. Про Аляску, например, этнографы услышали и от Агафьи Лыковой.  

«Слыхала, от Никона сбегали христиане, много из Соловецких обителей… А теперь не знам, кто говорит, в Америку это Беловодье продали, Аляской называют. Ледовито море то ли слыхали? На Ледовитом море было Беловодье», - рассказывала Агафья.

«При этом глава семейства Лыковых Карп Осипович говорил про «китайское Беловодье», так что даже в одной семье версии путались»,- подытожил Сергей Мансков.