Москве видней? Сереброплавильный завод опять остался без охранных зон

На этот раз поводом стало заседание Секции градостроительного регулирования в историческом поселении Научно-методического совета при Министерстве культуры РФ, где рассмотрели Проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс сооружений сереброплавильного завода».

   
   

Совет постановил, что проект содержит множество нарушений. Московские эксперты готовят рекомендации, опираясь на которые предстоит действовать и собственнику, и всем заинтересованным лицам и организациям.

Предложенный проект охранных зон ждал своего часа с 2017 года. Нашими экспертами он был одобрен, оставалось дождаться одобрения Москвы. Однако вопрос «завис» и прояснился лишь сейчас. Судьба сереброплавильного завода заинтересовала Минкульт. Теперь без его одобрения развитие проекта невозможно.

Минус ЛЭП

Обсуждение в Минкульте судьбы завода и, в частности, соответствия проекта планировки нормам, обеспечивающим его сохранение, было инициировано Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Председатель Алтайского регионального отделения ВООПИиК Алексей Попеко пояснил, что именно вызвало вопросы экпертов.

– Теперь соорудить на исторически значимой территории нечто огромное (например, огромный по площади и высоте торговый центр, который был главным предметом общественного возмущения – прим. ред.) просто так не получится. По сути есть две основные проблемные точки, на которые и обратили внимание члены Совета. Первое, это линии электропередач. Сейчас опора ЛЭП находится в центре участка, где предполагается разместить тот самый большой объект. Собственник, компания «Матч», предлагает перенести ЛЭП на условную линию реки Барнаулки. Это значит, что вдоль реки уже нельзя будет строить ничего. Цель охранных зон – сохранение восприятия объекта культурного наследия максимально выгодным способом: чтобы люди могли нормально видеть памятник истории и культуры. Охранные зоны должны обеспечить это восприятие. Описание охранных зон в Проекте содержат необходимые положения, но с оговоркой – «за исключением ЛЭПов». Это, по сути, разрешает строить Линии в охранных зонах. Пока они находятся в стороне от памятников, не мешая восприятию. В предложенном Проекте перенос линий «разрывает» территорию, плюс этим «убивается» территория реки – под ЛЭП не может быть пешеходной зоны.

Вторая проблема, по словам собеседника, высотность. Лучшая зона восприятия территории сереброплавильного завода с Нагорного парка и с плотины. Но в схеме обоснования высотности строительства условного человечка поставили на улицу Мамонтова (так написано в самой схеме – прим. ред.). По сути, он стоит посреди исторических объектов. Для чего? Чтобы нарисовать угол взгляда, позволяющий определить максимальную высоту планируемого здания – 19 метров (высота примерно шестиэтажного дома – прим. ред.).

   
   

Ещё, кроме этажности, есть понятие – плотность застройки, которое вместе с определённой высотностью позволило нарисовать на плане огромный по площади объект. Но если переместить человечка на плотину, угол зрения меняется кардинально. Предполагаемая постройка становится монстром на фоне малоэтажного комплекса завода. Здесь восприятие не испортит постройка лишь в пределах 8 метров в высоту и ниже. К тому же и плотность предполагается другая: не единым огромным объектом, а несколькими разрозненными зданиями.

– Строить, конечно, нужно, – говорит Алексей Попеко, – территория пустая, собственнику нужно на чём-то зарабатывать, возвращать инвестиции. Но вопрос, что строить, как строить, какой высоты, может быть, уносить ЛЭП не на реку, а под землю. Дороже, но только так мы сохраним уникальный исторический памятник.

Пора ремонтировать

Сейчас экспертный Совет готовит официальный протокол, который станет основой для абсолютно нового подхода к проекту охранных зон. Территория Сереброплавильного завода не может рассматриваться отдельно от Нагорного парка, Демидовской площади, Горной аптеки, объектов по ул. Ползунова – все те здания, которые являются также памятниками истории и культуры (они в семидесятые годы прошлого столетия входили в единый комплекс – прим. ред.). Всё перечисленное должно вновь стать единым целым, и именно к этому целому – историческому комплексу – будет необходимо определить охранные зоны. Кроме того, собственнику будет рекомендовано заняться аварийными работами и консервацией заводских объектов. Поскольку не позволить памятнику разрушаться не менее важно, чем утвердить охранные зоны.

– Важно, чтобы с каждой видовой точки горожане и гости города видели все объекты без проблем для восприятия целостности, – резюмирует собеседник. – Теперь судьбу завода, а она волнует практически всех барнаульцев, будут решать не местные эксперты, а Министерство культуры РФ.

Смотрите также: