Миша, Маша, Тепа. Как живут медвежата-сироты, воспитанные в приюте на Алтае

Такими маленькими медвежат приютили в Алтайском биосферном заповденике. © / Алтайский биосферный заповедник

Прошлой осенью в Республике Алтай выпустили на волю медвежат-сирот, которых готовили к взрослой жизни в специальном реабилитационном приюте.  Удалось ли им адаптироваться в дикой природе, рассказал директор Алтайского государственного природного заповедника Игорь Калмыков.

   
   

Попадались в фотоловушки

Самая частая причина, из-за которой еще не подросшие медвежата остаются без мамы – это браконьеры. Без родителя малыши обречены на гибель. Их даже могут съесть взрослые медведи, что в природе в порядке вещей.

Чтобы помочь косолапым малышам встать на ноги, в прошлом году в Алтайском биосферном заповеднике создали приют для медвежат-сирот. По всем вопросам специалисты консультировались семьей Пажентовых, которые уже много лет спасают, выхаживают и готовят к самостоятельной жизни бурых осиротевших медвежат у себя в Тверской области.

Первыми воспитанниками «детского дома» стали медвежата Машка, Миша и Тепа. Все лето они повели в реабилитационном центре, а осенью уже были готовы к самостоятельной жизни. Им прикрепили бирки и выпустили на волю.

Сейчас медведям должно быть около 1,5 лет. Как рассказывает Игорь Калмыков, увидеть их удается нечасто, ведь территория заповедника огромна – более 870 тысяч га.

«Но у нас по территории расставлены видеокамеры и фотоловушки. Медвежата попадали на них. Узнавали их как раз по биркам на ушах», – рассказывает директор заповедника.

Выживание в дикой природе

Зафиксирован был только один случай, когда медвежонок вышел к людям. Он в одиночку переплыл озеро. Сотрудники заповедника предполагают, что он мог испугаться более взрослых медведей и был вынужден пуститься в бега.

   
   

«Наша главная цель – это вырастить медвежонка. Дать ему шанс выжить в дикой природе. Нет цели отслеживать его дальнейшую судьбу, хотя это тоже важно. Но природа живет по своим законам, и на воле с животными может произойти всякое, – говорит Игорь Калмыков. – Вообще медведь в Сибири – очень распространенный вид. По сути, нет необходимости выхаживать медвежат, но мы природоохранное учреждение. Люди часто в нас видят последнюю инстанцию, где мы им можем помочь».

К сожалению, не всех медвежат можно реабилитировать. В центр берут только «не испорченных» человеческой лаской. Если они уже привыкли к людям, то не смогут адаптироваться в дикой природе. В заповеднике за медвежатами ухаживают с минимальными контактами. Специалисты даже надевают специальные балахоны, когда заходят на территорию, чтобы животные не видели их лица.

Сейчас в заповеднике новые воспитанники – Редис и Сюрприз. Недавно их привезли из Красноярского края и позже собираются выпустить в леса на их родине.