Полномочий в сельсоветах действительно осталось не много. С 1 января вступил в силу Федеральный закон №136, устанавливающий новое распределение полномочий между районами и сельскими поселениями.
Это – нам, это – вам…
У последних из 36 полномочий осталось только тринадцать, в основном –вопросы территориального общественного самоуправления. Остальные в сёлах и посёлках теперь должны решать не «местечковые», а районные власти. Как рассказал нам Виктор КРАСИЛОВ, председатель комитета Алтайского краевого Законодательного собрания по местному самоуправлению, науровень муниципального района переданы такие вопросы как: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, дорожная деятельность, транспортное обслуживание, сохранение объектов культурного наследия и другие. Одновременно внесены изменения в Бюджетный кодекс, которыми в пользу районов перераспределены нормативы отчисления в бюджеты поселений от налога на доходы физических лиц (с 10 до 2 процентов) и по единому сельхозналогу (с 50 до 30%).
Но – федеральный закон реализуется в крае в «мягком варианте», т.е. районам и поселениям, входящим в них, дано право самим решать, какие полномочия «чьих будут», и первые по соглашениям могут доверить вторым выполнение «своих» задач, отчисляя на это энные суммы (в документах это называется межбюджетными трансфертами). В силу того, что в крае шесть десятков сельских районов и несколько сотен поселений, точно сказать, кто с кем чем поделился, пока сказать проблематично. Но, по имеющейся информации, в большинстве территорий сельсоветам «доверили» содержание кладбищ, вывоз мусора, содержание дорог (в границах поселения) и жилищно-коммунальное хозяйство. На сегодня, по данным прокуратуры края, заключено 921 соглашение практически всеми районами и поселениями края.
Естественно, в этом процессе не обошлось без, скажем так, недопонимания и – разумеется – поселковых сетований (небезосновательных, заметим) на заметное облегчение собственного бюджета. К примеру, по словам Сергея РЯХОВСКОГО, главы Коробейниковского сельсовета Усть-Пристанского района, до передачи полномочий на районный уровень местный бюджет составлял два миллиона рублей, сейчас «ушли» 600 тысяч, и это деньги за аренду, которые сельсовет собирал практически полностью. А на возвращённое полномочие по содержанию дорог сельсовету в месяц предложено 10 тысяч рублей. Пришлось согласиться: «Мы согласны на любую работу, потому что люди смотрят на нас и спрашивают, почему мы ничего не делаем»…
По словам Стеллы ШТАНЬ, заместителя председателя комитета АКЗС по местному самоуправлению, есть ещё одно «но»: федеральный законодатель, «перекроив» полномочия, забыл внести соответственные поправки в отраслевые правовые акты. Например, полномочия по «теплу» переданы районам, а в законе о теплоснабжении они остались на поселениях. Ситуация усугубилась тем, что на места с проверками стала выезжать прокуратура и «пачками» выдавать предписания об устранении нарушений законодательства! Но на местах менять уставы муниципальных образований не могли, потому что в любом случае становились бы заложниками правовых противоречий!
– Конечно, мы были захлёстнуты вопросами, – рассказывает Штань. – Но после того как в крае было разработано модельное соглашение о передаче полномочий, некоторые прокуроры даже отозвали свои представления.
Ожидается, что до начала летних каникул Госдума примет закон о внесении изменений в отраслевые законы «О пожарной безопасности», «О погребении и похоронном деле», «О безопасности дорожного движения», «Об охране окружающей среды» и др., и упомянутые «правовые коллизии» будут разрешены.
Варианты есть?
Поскольку на фоне непрекращающегося реформирования местного самоуправления и экономических трудностей руководить сельскими поселениями реально трудно, возникает вопрос: не останется ли село без «смельчаков», отваживающихся брать на себя ответственность за столь хлопотное хозяйство. Тем более что и в более стабильные времена кандидаты не везде «на раз» находились. Как пояснил нам Иван ЛООР, спикер краевого Заксобрания, согласно изменениям, внесённым в мае в закон «О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края», для сельского поселения, не являющегося административным центром муниципального района, расширен вариативный подход к решению вопроса об избрании главы муниципалитета. То есть таковой может избираться либо на муниципальных выборах, либо местным представительным органом из своего состава, либо теми же депутатами, но из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Такие изменения, полагает Лоор, «как раз и позволят избежать каких-либо проблем при подборе кандидатур на должность главы сельского поселения».
Кстати
Согласно майским изменениям в закон «О порядке избрания глав муниципальных образований», в регионе отменяется «двуглавие». Сейчас у нас есть посты «глава района/города» и «глава администрации района/города», первый из которых занимает «главный депутат» территории, а второй – человек, нанятый на работу по контракту (по решению депутатов муниципального образования).
Теперь же возвращается институт председателя гор/райсовета и главы территории, который будет возглавлять администрацию. Первые лица городов и районов будут назначаться исключительно по результатам конкурсов.
Мнение власти
Иван ЛООР, председатель краевого Законодательного собрания:
– К наиболее распространённым полномочиям, переданным на основании соглашений, относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия; дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения.
Основные проблемы, возникающие при заключении соглашений, связаны с недостаточностью финансирования переданных полномочий; отсутствием единых методик расчёта межбюджетных трансфертов; недостаточностью методической помощи при составлении соглашений и с отсутствием регулирования порядка осуществления муниципального земельного контроля нормативным правовым актом края.
Мы понимаем, что из-за постоянных изменений в федеральном законодательстве в сфере местного самоуправления, а также в связи с недостаточностью финансирования, органы местного самоуправления оказались в очень трудной ситуации. Поэтому деятельность государственных органов, в том числе и органов прокуратуры и юстиции, должна быть направлена сегодня на поддержку муниципалитетов и оказание им необходимой методической помощи.
Отмечу, что во многом реализация органами местного самоуправления своих полномочий осложнена наличием не устраненных противоречий между Федеральным законом № 131-ФЗ и иными законодательными актами. Поэтому мы продолжаем работу по мониторингу проблем, возникающих у органов местного самоуправления при передаче полномочий по решению вопросов местного значения на основании соглашений.
Смотрите также:
- Депутаты Заксобрания шестого созыва возьмутся за работу →
- Алтайские депутаты рассмотрят 17 законопроектов →
- На Алтае введена должность сельского старосты →