Контроль качества. Общественность проверила бензин на АЗС в Барнауле

Качество бензина проверили на барнаульских заправках © / andreas160578 / pixabay.com

Качественный бензин в Барнауле купить можно. Но выше шансы, если заправиться на случайных АЗС, приобрести топливо сомнительного качества.

   
   

Проверка топлива, проведённая общественностью Барнаула, показала, что только 40% АЗС продают именно тот бензин, который обозначен в представляемых сертификатах качества.

Экономия в убыток

Возле гаража две АЗС. Одна ближе и всегда пустует. Вторая за поворотом, туда нужно специально ехать, и здесь всегда очередь из машин.

Желание заправляться на первой станции отпало после того, как автомобиль, отечественного, кстати, производства, резко потерял в мощности – после визита на АЗС половина лошадей под капотом разбежались в разные стороны.

Смена автомобиля на отечественный, но с импортным двигателем тем более не мотивировала заезжать на ближнюю заправку. В итоге выбор АЗС, с которым сталкивается любой водитель, сократился до трёх наименований – две крупные сети федерального масштаба и заправка по пути на работу, о которой с давних пор были благожелательные отзывы в сообществе автомобилистов «Дром.ру».

Знакомый, призывая к экономии, долго призывал сменить пристрастия на одну местную сеть автозаправочных стаций. Мол, и дешевле, и его, повидавший дороги, «Ниссан» после визита на эти АЗС гарцует, как молодой конь. Теперь не призывает – внедорожник стоит на ремонте – нужно менять двигатель. Одна из причин – плохое топливо. На ремонт нужно 40 тыс. рублей.

О том, что не всё топливо одинаково полезно для автомобиля, задумались и в сообществе «Барнаул 22», имеющем свой сайт и площадку в одной из социальных сетей с 212 тыс. подписчиков. Сообщество довольно активно, оперативно сообщает о новостях краевого центра и может организовать своих читателей, которые одновременно являются и авторами, на любое доброе дело – от уборки мусора до поиска людей.

   
   

Естественно, в городе, где на 600 тыс. жителей приходится 200 тыс. автомобилей, одной из актуальных тем, заинтересовавших сообщество, стало топливо, его качество и работа АЗС.

В конце апреля на своей интернет-платформе организаторы сообщества предложили барнаульцам высказаться о качестве топлива в Барнауле и проблемах, с которыми они сталкивались при его использовании. Жителям города было что сказать – за неделю ветка обсуждения наполнилась сотнями комментариев. 

Троит и не едет

Прежде всего досталось автозаправкам, которые раньше входили в другую сеть АЗС, но после кризиса перешли под логотип федеральной сети (по франшизе). Для небольших АЗС смена вывески стала экономическим спасением, но оказалось, что качество топлива в лучшую сторону не изменилось. Комментаторы высказали предположение, что уважаемая в других регионах сеть соблюдает стандарты только на двух своих дочерних АЗС, существующих в городе. Остальные приёмные дети вопросами качества озабочены не так сильно.

Также досталось сети АЗС с низкими ценами на бензин. По мнению части барнаульцев, кроме цены достоинством топлива с этих заправок является запах, уничтожающий всех насекомых вокруг. Но ездить с таким ароматом не сильно приятно. 

«Отделался промывкой топливной системы и насоса. Не судился, ибо времени свободного нет», – пишет один подписчик группы. «Расход бензина высокий, он просто в трубу вылетает», – пишет дугой. «Там можно заправляться, только если дома пожар и надо ехать тушить. Сразу слышно как пальцы стучат», – сообщат третий. 

Некоторые описывают целые приключения: «Зимой залили водой! В баке плескалось литров 10 и ещё 10 залил, машину на ночь оставил на улице, утром не завелась, даже не схватывало. Отогнали в сервис, открутили трубку на подачу топлива под капотом, а там лёд! Подождали пока оттает, слили всё из бака, ради эксперимента плеснули на кафель и хотели поджечь, а эта жидкость не горит».

Разное отношение

Итогом бурного обсуждения стала инициатива сообщества «Барнаул 22» о проверке силами общественности качества топлива на некоторых АЗС города.

Как рассказал создатель сообщества Алексей Курелёнок, в несколько лабораторий Сибири, аттестованных для проверки топлива, были направлены письма с просьбой поучаствовать в общественном проекте. Откликнулся «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Алтайском крае и Республике Алтай», который согласился провести бесплатную независимую экспертизу бензина. По требованию лаборатории были закуплены специальные стеклянные ёмкости, стерильные, с возможностью опломбирования. В начале мая активисты сообщества выехали в рейд по заправкам в сопровождении журналистов.

Сюрпризы начались практически сразу. На одной из заправок сети «Лукойл» оператор отказалась отпускать бензин в стеклянную ёмкость. На АЗС «Роснефть» препятствий не чинили, но выдвинули два условия – не проводить видеосъёмку из-за возросшей террористической угрозы и отправить одну из колб с топливом в лабораторию компании для параллельного исследования.

На АЗС «Газпромнефть» для забора проб освободили одну из заправочных колонок.

Помимо трёх АЗС под федеральным брендом решено было проверить топливо на АЗС местных сетей – Evolution и «С-Нефть». В первом случае топливо общественникам также оказались отпускать, во втором – продали.  

Да, да, нет

По информации организаторов акции, поскольку до этого подобных закупок не проводилось ни разу, общественники столкнулись с рядом проблем. Процесс взятия проб на экспертизу оказался куда более сложным и долгим, чем предполагалось изначально. Очень много времени уходило на переговоры с операторами АЗС, уговоры продать нам бензин для проверки, а также оформление всей документации – актов, протоколов и т. д. Каждый вид топлива на АЗС брался в двух экземплярах. Одна колба как контрольный образец оставалась у представителей заправки, а другая шла на исследование в лабораторию.

В конце мая лаборатория завершила исследования и передала результаты организаторам акции. Оказалось, что топливо на АЗС «Роснефть» и АЗС «Газпромнефть» соответствует заявленным стандартам качества. А вот топливо АЗС «С-Нефть» не прошло по нормативам по концентрации серы и октановому числу – у 92-го бензина концентрация серы превышена в 4 раза, у 95-го – в 2 раза, у дизтоплива – в 12 раз.

Организаторы акции надеются, что подобные проверки топлива в Барнауле станут регулярными.

Справка
Каждая марка топлива должна соответствовать своему ГОСТу. Некорректно сравнивать между собой разные марки бензинов, даже если у них одинаковое октановое число. По ГОСТ Р 51105 выпускают бензины Нормаль 80 и Регуляр 92, По ГОСТ Р 51866 – Премиум Евро 95 и Супер Евро 98, По ГОСТ 32513 – АИ 80, -92, -95 и -98. Кроме того, допускаются такие нормативы как ТУ (технические условия) или СТО (стандарт организации), которые производители разрабатывают сами. Все стандарты должны соответствовать техрегламенту Таможенного Союза. Следует обратить внимание на паспорта качества, которые выдаются АЗС при каждой новой поставке топлива. С каждой поставкой топлива будет свежий паспорт. В зависимости от объёма резервуара одна партия топлива выторговывается на нефтебазе примерно за срок от трёх дней до недели. Если паспорт выдан нефтебазой полторы-две недели назад, то он, скорее всего, старый.

Мнение:

Алексей КУРЕЛЁНОК, создатель сообщества «Барнаул 22»:

«Есть реальные проблемы, которые идут только от топлива. Начиная с обычных поломок, связанных с топливной системой и заканчивая проблемами с двигателями. А это затраты более 80 тыс. рублей, если двигатель, как говорится, «полетел».

Независимая экспертиза проводилась в Барнауле впервые. Мы покупали на заправках по два литра топлива – девяносто второй, девяносто пятый и дизельное. Лаборатория предоставила нам для забора образцов специализированную стеклянную тару. Каждый образец мы пломбировали, составляли акт и зашифровывали его название, чтобы лаборатория не знала, откуда поступило топливо.

Вообще у нас есть желание составить карту АЗС Барнаула и Алтайского края, на которой сами автомобилисты будут отмечать проблемные заправки или, наоборот, с качественным топливом».

Кстати:

Октановое число. Показывает способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии. Чем выше октановое число, тем бензин горит медленнее и с меньшей температурой.

Массовая доля серы. Если бензин имеет сверхнормативное содержание серы, то на внутренних элементах двигателя и топливной системы со временем образуются отложения, которые могут приводить не только к снижению мощности мотора, но и к его преждевременному выходу из строя.

Нарушается процесс подачи топлива впускными клапанами. Кроме того, если такие отложения попадают в зоны повышенной температуры, то они превращаются в нагар. В результате повышается износ двигателя, ухудшаются процессы горения топливной смеси, а также повышается расход бензина.

Плотность топлива. Показывает наличие тяжёлых и лёгких фракций в бензине. Чем выше плотность топлива в пределах допустимых значений, тем больше энергии выделяется при его сгорании в цилиндре. КПД двигателя растёт и его экономичность повышается. Однако низкая плотность не даёт топливу застывать при низких температурах. 

Фракционный состав. Показывает соотношение лёгких и тяжёлых фракций нефтепродуктов. Если тяжёлых фракций больше нормы, то температура кипения будет выше положенного значения, а это может свидетельствовать о наличии в бензине мазута или дизельного топлива.