Ирбисы выбирают Алтай. Старейший из барсов живёт на хребте Чихачёва

Специалисты заповедников и учёные Алтае-Саянского отделения Всемирного фонда дикой природы изучали кадры с фотоловушек и определяли численность этих редких, занесённых в Красную книгу животных. Оказалось, что на хребте Чихачёва не менее пяти особей.

   
   

По следам зверя

Экспедиция по учёту животных проходила в рамках первого в России масштабного исследования трансграничных группировок снежного барса. До ноября пройдёт осенний учёт барсов на других территориях Алтая, а в декабре будет озвучена общая цифра ирбисов, проживающих в регионе.

Учёт особей снежного барса в Республике Алтай ведут специалисты природных охраняемых территорий – заповедников и национального парка. На кадрах фотоловушек с хребта Чихачёва был зафиксирован старейший из известных снежных барсов Алтая самец Хоргай. Последний раз камеры видели Хоргая весной 2018 года, а до этого случая самец долго отсутствовал, и учёные опасались, что он мог не пережить суровую зиму – Хоргаю уже больше 10 лет.

Вновь появилась на Алтае самка Гута, о ней также ничего не было известно с 2016 года, когда фотоловушки запечатлели гуту беременной. По версии экспертов, она принесла потомство на территории Монголии, а теперь вновь вернулась в Россию. Отличительной особенностью Гуты является загнутый кончик хвоста, причиной чему является травма или врождённый дефект. Следы Гуты на снегу эксперты отличают по «чёрточкам», которые оставляет рядом с отпечатками лап загнутый кончик хвоста. На кадрах отметился и новый молодой самец.

По одной методике

По словам старшего координатора Алтае-Саянского отделения Всемирного фонда дикой природы Александра Карнаухова, все ирбисы, живущие на границе России и Монголии – это общее достояние двух стран. Животные постоянно мигрируют, а судьба ирбисов в нашей стране напрямую зависит от притока ирбисов из Монголии: сохранить снежного барса можно только усилиями обоих государств. Точная информация об особях в так называемых трансграничных группировках очень важна. Таких группировок в России три: на хребте Чихачёва в Республике Алтай, на хребте Цагаан-Шибету Республики Тыва и хребте Восточный Саян.

С весны этого года по обеим сторонам границы специалисты работают по одинаковой методике. Так, территория исследования делится на квадраты со стороной 5 километров, и фотоловушки должны быть установлены в каждый квадрат. Единый подход позволит получить результаты, которые можно сравнивать и эффективно анализировать.

   
   

Мало манулов

В России уникальной особенностью мониторинга снежного барса на хребте Чихачёва является ежегодное участие волонтёров-любителей, добровольцев со всей России. Дважды в год несколько человек разных профессий, возраста и физической подготовки из разных регионов России за свои средства приезжают на Алтай. Под руководством Сергея Спицына, научного сотрудника Алтайского заповедника, они устанавливают и проверяют камеры, фиксируют следы ирбиса, принося неоценимую помощь природоохранникам: экономя силы и средства, позволяют охватить большую территорию.

Как рассказал Сергей Спицын, в этом году на хребте Чихачева удивило практически полное отсутствие манулов, каменных куниц, степных хорьков и росомах. Каменная куница отметилась дважды. Манул, который отмечался до 30 раз в год, зафиксирован всего один раз. Можно лишь предположить причины. Во-первых – многоснежная зима, когда куньим и манулу тяжело охотиться и передвигаться по высокому снегу. Вот только для росомахи глубокий снег – не помеха, но её численность тоже сократилась – только одна особь была отмечена на всех камерах.

– Надо заметить, что в предыдущие годы эти хищники просто досаждали нам, – говорит Спицын, – разрушая наши фотоловушки. Второе предположение – противочумные мероприятия в отношении сурков и сусликов. Третья причина – эпизоотия какого-то заболевания. Как обстоят дела на самом деле, ещё предстоит разобраться.

Кстати

С России проживает от 70 до 90 особей снежного барса, почти половина – на Алтае. Животные любят слегка заснеженные каменистые горы и одиночество. Ирбисы не нападают на людей, и встретить их очень трудно – зверь заранее учует человека и уйдёт, а разглядеть его на фоне снега и камней очень не просто. Многие инспекторы заповедников, которые годами проверяют фотоловушки, ещё ни разу не встречали барса вживую.

Смотрите также: