«Градус» напряжённости. Легко ли найти достойную работу в Алтайском крае?

В поисках занятости люди соглашаются и на неквалифицированный труд, и на общественные работы. © / Виктор Крутов / АиФ

На следующей неделе, во вторник, в Барнауле и других городах пройдут ярмарки вакансий. Главную из них примет Дворец зрелищ и спорта в краевом центре.

   
   

Как всегда, соискатели смогут лично пообщаться с представителями работодателей края. А их, по сообщению Минтрудсоцзащиты региона, будет больше 80. Правда, как показывает опыт проведения подобных мероприятий в прошлом, ярмарки вакансий – больше информационная акция, чем возможность найти работу или работника. Соискатели знакомятся с правилами составления резюме и списком необходимых вакансий, работодатели собирают анкеты, чтобы позже их проанализировать и пригласить кого-то на отдельное собеседование.

В целом подобные акции создают ощущение, что в Алтайском крае ситуация на рынке труда здоровая – есть и те, кто предлагает работу, есть и те, кто её ищет. В своём послании к депутатам Алтайского краевого Законодательного Собрания губернатор региона Александр КАРЛИН также был близок к такой оценке: «Сегодня мы имеем, я бы сказал, практически спокойную (не хотел бы употреблять термин «благополучную») ситуацию: по количеству безработных и по объёмам задолженности по заработной плате достигнут исторический минимум»…

Редеют ряды соискателей?

Инфографика: АиФ

По официальным данным Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, на регистрируемом рынке труда региона в январе-апреле этого года 4,1 тыс. работодателей предлагали соискателям 46,9 тыс. вакансий. Каждая пятая – на обрабатывающем производстве, чуть меньше – 18% – в сельском хозяйстве, каждая десятая – в области здравоохранения или социальных услуг.

В начале мая в крае было 18,9 тыс. вакансий – по 10 на каждые 11 официальных, зарегистрированных службой занятости, соискателей. По уверению министерства, в прошлом году в Праздник весны и труда приходилось 14 соискателей на 10 вакансий. А в апреле этого года на 10 вакансий приходилось 13 незанятых граждан.

Резкое улучшение ситуации начальник управления по занятости населения Минтрудсоцзащиты Ирина БЕСЕДИНА связала с реализацией региональной программы содействия занятости населения, а также совместной работой Правительства региона, органов местного самоуправления и работодателей.

Так, по официальным данным, на 1 мая 2017 года в крае численность официально зарегистрированных безработных граждан составляла 18,6 тыс. человек, или 1,6 % от численности рабочей силы. Отражает ли эта цифра реальное положение дел на рынке труда? Вероятно, не в полной мере. Ведь по данным Росстата безработица в Алтайском крае растёт, а численность вакантных мест падает. И это несмотря на финансирование программ по снижению напряжённости на рынке труда.

   
   

Только в прошлом году по федеральной программе снижения напряжённости на рынке труда регион получил из бюджета России 70 млн рублей. Ещё 30 млн рублей на эти цели выделил край. В 2015 году федеральный центр выделил региону на эти цели 169,7 млн рублей и ещё 8,9 млн рублей изыскал краевой бюджет. Но в результате этих совместных усилий показатели напряжённости на рынке края труда выросли, а регион в рейтинге благополучия в сфере занятости занял 70-е место по стране.

Гордиться нечем

По данным Росстата в Алтайском крае обеспечены работой были в 2015 году – 1,08 млн человек, в 2016 году – 1,05 млн человек. А число безработных выросло с 94 тыс. человек в 2015 году до 99,9 тыс. человек в 2016 году. Хотя общее количество трудоспособных граждан снижалось. Уровень безработицы к численности всей рабочей силы составил в 2015 году 8%, а в 2016 году – 8,4 %. Т. е. почти каждый десятый трудоспособный житель Алтайского края работы не имеет. Чем живёт – непонятно. Вероятно, перебивается случайными заработками. К слову, в 2014 году в крае было только 7,2% безработных, а в 2012 году – и вовсе 6,2% от тех, кто мог бы работать.

Государственная программа снижения напряжённости на рынке труда была анонсирована в крае в начале 2015 года. Заявленная цель – сохранение рабочих мест. Если программа работала эффективно, а средства, выделяемые на неё, тратились разумно – стоит, вероятно, признать, что без неё рост безработицы в крае был бы ещё выше. И очевидно – ситуацию с безработицей спокойной признавать рано. Коэффициент напряжённости на рынке труда зримо растёт.

Много не заработаешь

Ещё одним показателем здоровья краевого рынка труда, далёким от оптимизма, можно считать снижение числа высокопроизводительных рабочих мест – тех, где заработная плата выше среднего показателя по отрасли. В 2015 году число таких мест уменьшилось на 9,8%, в 2016 году – ещё на 6,9%.

Да и по долгам работодателей не всё благополучно. По уверениям главы региона, «задолженность у нас символическая – порядка 10 млн рублей, всего лишь 4 предприятия-работодателя имеют долги перед работниками». Однако, к примеру, только в январе этого года задолженность по зарплате в крае выросла в полтора раза и составила в феврале 16 млн рублей. Победных реляций по этому поводу не было. Ибо если что-то в регионе не хорошо – власть предпочитает об этом молчать, а когда что-то замечательно – говорить. Поэтому периоды похвальбы сменяются периодами молчания, что дезориентирует жителей региона – складывается ощущение нарастающего оптимизма, которое входит в противоречие с наблюдаемой действительностью.

Если говорить о рынке труда края откровенно, а, не рисуя красивые циферки, власти стоит признать, что человеку с высшим образованием найти работу в крае не просто. Две из трёх предлагаемых вакансий – рабочие. Но предлагаемая зарплата зачастую находится на уровне прожиточного минимума. Там же, где зарплата средняя по отрасли – брать на работу рабочего без опыта никто желанием не горит. У эффективного собственника есть нормативы выработки, и если сотрудник не успевает – может работать сверхурочно, но заплатят ему всё равно по нормо-часам. В итоге он получит мало, и с работы его выгонят – по данным портала «Зарплата.ру» 65% барнаульцев хотя бы раз в жизни увольняли, и только треть всегда уходила по своему желанию. Рынок труда сам по себе отличается жёсткостью, а в крае усугубляется перекосами спроса и предложения трудовых ресурсов, ростом безработицы, общей экономической ситуацией в регионе. Гордиться нечем. Успокаивать себя и других – незачем.

Мнение эксперта

Елана ТАРАЩУК, руководитель пресс-службы HeadHunter по Сибири:

– Сегодня на одну вакансию в Барнауле приходится 5,4 резюме. Самой конкурентной областью в первом квартале 2017 года осталась сфера «Государственная служба», где на одно предложение претендуют 22 соискателя. Компании сегодня весьма критично смотрят на соискателей. Если ещё три года назад кандидату, слегка не дотягивающему до нужного уровня, могли предложить обучение за корпоративный счёт, то сегодня это исключение из правил.

Что касается времени, которое может уйти на поиск работы, то тут многое зависит от возраста, специализации, позиции, требований соискателя. Чем выше должность, на которую претендует кандидат, тем больше времени занимает поиск. Например, для топ-менеджера нормально искать новую работу до года. А вот для рядового специалиста оптимальный срок — три-четыре месяца. По сравнению с 2014 годом, срок поиска работы вырос почти в два раза: три года назад на поиск работы специалисты тратили 1-2 месяца.

При этом в Барнауле вырос спрос на специалистов следующих сфер: «Автомобильный бизнес», «Страхование» и «Производство» – конкуренция в этих профессиональных сферах среди соискателей значительно ниже, чем по рынку. А в «Рабочем персонале» конкуренция этой весной составляет два резюме на одно предложение. Аналогичную картину можно наблюдать и в «Медицине, фармацевтике», «Автомобильном бизнесе», «Туризме, гостиницах, ресторанах».

В Барнауле стабильно растёт спрос на рабочих. Поиск специалиста на «рабочую» должность – это проблема для работодателей. Популярность среднего профессионального образования в 2000-х была низкой. Отсюда – недостаток квалифицированных кадров. Поэтому квалифицированный рабочий обычно не испытывает трудностей на рынке труда.

Кстати

Когда говорят о вакансиях с высокими зарплатами в крае, часто забывают, что с жизнью края они, иногда, соотносятся опосредованно. Так, одной барнаульской компании требовался недавно геодезист строительных и монтажных работ на зарплату в 80 тыс. рублей. С опытом работы, хорошим глазомером, умеющий обращаться с тахеометром, теодолитом и нивелиром. Работать предстояло вахтовым методом, в суровых северных условиях на открытом воздухе.

Смотрите также: