«Локальщики». Алтайский писатель презентовал книгу о тайных войнах

Анатолий Муравлев / личный архив

Алтайский краевед и писатель Анатолий Муравлев накануне Дня памяти россиян, исполнявших свой долг за пределами Отечества, презентовал книгу «Локальщики» в серии «Неизвестный Алтай». В издании рассказывается об участии воинов с Алтая в локальных войнах и конфликтах в ХХ-ХХI веках.

   
   

Речь идет о сражениях с басмачами, бандеровцами, японцами, войнах в Испании, Корее, Вьетнаме, на Ближнем Востоке, на острове Даманский, о восстаниях в Берлине, Будапеште, Праге, о вводе «ограниченного контингента» в Афганистан, о войне на Северном Кавказе и т.д.

«За сорок лет работы в журналистике мне посчастливилось встречаться со многими ветеранами локальных войн, - рассказывает автор. – Но не все из них могли рассказать о своих тайных заданиях, так как имели «подписку о неразглашении». Да и я, из-за существующей в советский период цензуры, не все мог напечатать. Но информация с годами накапливалась. И вот теперь мне удалось ее дополнить, систематизировать и выдать в книге с обобщенным анализом».

Предлагаем вашему вниманию пару эксклюзивных историй из книги Анатолия Муравлева.

«Японцы напали с криком: «Банзай!»

Среди малоизвестных историй - операция на озере Хасан летом 1938 года.

«В историю нашей страны озеро Хасан вошло благодаря военной операции в этом районе, когда советские войска отбили наступление вторгшихся на территорию СССР японских боевых частей.

   
   

Рано утром 27 июля 1938 года под прикрытием тумана свыше 200 японо- манчжурских солдат с воплями «Банзай!» атаковали высоту Безымянную. Им противостоял наряд из 11 пограничников. В начале августа воинская часть с приморского острова Русский, где служил уроженец Ребрихинского района, артиллерист- наводчик Карп Чикильдик, была переброшена в район озера Хасан, где к тому времени развернулись самые настоящие сражения. Вот что он вспоминал о тех событиях: « В одном из боев, отразив несколько атак японцев на высотку, наш расчет готовился к очередной вылазке врага. Внезапно начался минометный обстрел, одна мина угодила точно между станинами пушки. Очнувшись после разрыва, я обнаружил, что командир орудия и заряжающий убиты, а я сам дважды ранен. Осколки попали в обе ноги. Одно ранение было тяжелым - в бедро. В это время к позиции уже шли японцы. Боекомплект был достаточным, орудие оказалось в порядке. Перетянув ноги ремнем, принял бой».

Неравный поединок длился более получаса. Карп Чикильдик не позволил пройти врагу на этом участке. За тот бой и подвиг нашего земляка наградили орденом Красного Знамени.

Всего за участие в боях у озера Хасан 26 бойцам присвоили звание героя Советского Союза. Среди них уроженцы Алтая Семен Рассоха, Григорий Колесников (оба посмертно) и Иван Мошляк.

В боях за высоту Озерная Иван Мошляк, взяв красное знамя у раненого знаменосца, первым ворвался на сопку, водрузил на ней алое полотнище. Раненный в голову и грудь Мошляк не покинул поля боя. А когда погиб командир батальона – принял командование на себя и добился выполнения боевой задачи.

Берлин. Мармеладная революция

17 июня 1953 года через три месяца после кончины Сталина, в советском секторе Берлина началось антисоветское восстание. В магазинах ГДР возник дефицит на сахар, джем (повидло) и варенье. Бутерброды с  мармеладом были традиционным видом завтрака у немцев, и пропажа повидла с прилавков была встречена с негодованием. Начались беспорядки: разгромы полицейских участков, резиденций государственных и парторганов, уничтожение символов коммунистического режима. В Берлин были введены советские войска и народная полиция. 18 июня в большинстве районов страны введено чрезвычайное положение.

Я публиковал в свое время статью с участниками событий в ГДР, жителями села Советское артиллеристами Федором Ивановичем Барабановым и его коллегой Григорием Николаевичем Кудряшовым. По их воспоминаниям, замполиты внушали, что бастующие настаивают на выводе советских войск из Восточной Германии, закрытии комендантских служб. Говорили, что якобы, американцы забрасывали в Берлин десантников, но они их не видели.

Федор Барабанов (слева) и Григорий Кудряшов. Фото: личный архив/ Анатолий Муравлев

«В армии не очень-то объясняют спорные события. Замполит почитает газеты, маленько добавит от себя теми же словами - и все. Мол, ребята, вот такие серьезные дела. Вы тоже будьте серьезными, внимательными.

А по сути конфликта ничего не объясняли – почему же все- таки законопослушные немцы восстали, - вспоминали рассказчики.

Один наш военнослужащий напился, упал около военного городка. Так его немцы подняли, привели к КПП и сдали

Нашим землякам особенно запомнилось, что целый месяц они спали обутыми и одетыми, с пистолетом в кармане. Но в их воинской части «ни один снаряд не вылетел, ни одна пуля. Срок кончился, дали отбой и все.

«Мы ходили в вооруженные патрули, бывали на улицах, - вспоминали участники берлинских событий.  - Один наш военнослужащий напился, упал около военного городка. Так его немцы подняли, привели к КПП, сдали со словами: «Камрад, возьмите его, а то ему может быть плохо».

 P.S Заявки на приобретение книги можно направлять по адресу muravlev1951@mail.ru