«Безвыходных ситуаций не бывает, во всяком случае, у меня, – говорит Лена Кощеева, мать девочки-инвалида. – Осмысление жизненных ценностей приходит не сразу, поэтому кто-то, не дождавшись, сдаётся, опускает руки. А я не могу этого позволить и ищу способы решить свои проблемы».
Пока мы разговариваем о взрослом, а потому малопонятном, шестилетняя Аллочка подписывает свои удивительно нарядные, сочные, праздничные рисунки. Она зубами придерживает карандаш, пока его не подхватят крепко-крепко три пальчика-отростка, и выводит печатными буквами «Амама». Спрашиваем, почему лишняя буква. Отвечает: «От любви».
Редкий случай
Лена старается не вспоминать первый год после рождения дочери. Потому что это было время сплошных слёз, походов к психологам и психиатрам, глотания горстями таблеток. Этот год потребовался женщине, чтобы восстановиться после стресса и понять, что же делать с необычным ребёнком.
Девочка родилась с редким заболеванием – двусторонней аплазией предплечий и кистей рук. С таким диагнозом Аллочка – одна-единственная в Барнауле. Есть дети, у которых нет одной руки, недоразвита нога или пальцев не хватает. У неё же, по сути, нет обеих рук. Вместо них две культяшки, заканчивающиеся там, где обычно начинается локоть. И из них растут пальчики – два на одной и один на другой.
Сначала Лена свято верила, что панацеей для дочери станут протезы. Но уважаемый ею Арсен Ашотович Осипов, заведующий ортопедическим отделением Краевой детской клинической больницы, посоветовал не торопиться с протезированием. Чтобы поставить протезы, необходимо убрать недоразвитые пальчики. Однако в детские годы они нужны! Для полноценного умственного развития ребёнка необходимо, чтобы он всё трогал, щупал, осязал. Чтобы у дочери появились тактильные навыки, Лена сама разрабатывала для неё игры, придумывала развивающие занятия. А ещё постоянно водила девочку на гимнастику и массаж.
Сегодня трудно поверить, что когда-то Аллочкины руки висели без движения. Теперь они очень сильные! Она научилась не только рисовать и писать, но и резать ножницами, завязывать шнурки на ботинках, самостоятельно одеваться. А ещё она с удовольствием занимается в спортзале. Делает кувырки через голову взад и вперёд, подтягивается на перекладине и даже упражняется с гантелями.
– Я такая сильная, что, когда первый раз подняла гантелю, вообще не смогла ее бросить! – по-детски простодушно хвалится Аллочка.
Живые куклы
Однажды случилась встреча, которая изменила жизнь Аллочки и её мамы. В комитете соцзащиты Железнодорожного района, куда они ходили на бесплатный массаж, их увидел Борис Щербаков, художник-кукольник.
Он предложил Алле учиться рисованию по специальной китайской методике: рисунок занимал не полностью лист, а пол-листа, бумага была разной фактуры, толщины и даже цвета. Поняв, что девочка талантлива и очень артистична, Борис Андреевич выдвинул новую идею – создать для неё театр кукол-марионеток сицилийской системы. Правда, разработанные им куклы получились не совсем традиционные: не на нитях и верёвочках (с ними Аллочка просто бы не справилась), а на металлических прутьях с кольцами, в которые девочка продевает руки и начинает управлять куклой.
78-летний кукольник Борис Щербаков продолжает творить и гордится успехами учеников >>
Как часто делают артисты, она придумала себе сценический псевдоним – Беленькая. Потому что очень любит красивые платья, а самые красивые наряды, конечно же, белые!
Давать представления ей нравится. Упрашивать не надо, чтобы она что-то показала. Прямо в офисе редакции Аллочка разыгрывает спектакль про страусёнка Пипту. Она играет так, что через минуту забываешь, что пред тобой практически безрукий ребёнок, а начинаешь во все глаза смотреть на пушистого фиолетово-жёлтого несмышлёныша птенца и во все уши слушать слова, которые он говорит тонким Аллочкиным голоском: «Дружить? Давай! Только я не знаю, что такое дружба.».
– Так часто бывает на наших спектаклях: сначала зрители смотрят только на Аллу, потому что она не такая, как все, но потом внимание переносится на куклу, на действие, что происходит на сцене, – говорит Лена. – Куклы очень нравятся людям. Вот этот детский спектакль про дружбу маленького страусёнка и старой мудрой гусеницы мы много раз показывали этим летом в Горном Алтае. Некоторые отдыхающие по несколько раз приезжали посмотреть. Не могу объяснить магию куклы, но она существует. Вот лежит бабочка – она просто игрушка. Когда же начинаешь в неё играть, сама исчезаешь на какое-то время, остаётся только она – бабочка.
– Алла, а трудно управлять куклами?
– Нет, интересно. Больше всего мне лисичка нравится, она красивая и не совсем хитрая. Просто её обмануть нельзя.
Мамина мечта
Первые куклы по эскизам Бориса Щербакова мама шила для четырёхлетней дочки из поролона. Сейчас Лена сама создаёт куклы (их уже более 20 в семейной коллекции), пишет сценарии, режиссирует спектакли и выступает вместе с дочерью всюду, куда приглашают: и в заведениях соцзащиты, и в детских учреждениях.
– Театр, творчество – наши любимые занятия, – говорит Лена. – В будущем планирую пойти учиться на режиссёра: голова есть, но не хватает знаний. Вообще хочу создать театр кукол-марионеток. И в нём будут играть люди с ограниченными возможностями – дети и взрослые.
В спектакле «Курочка Ряба», который они поставили прошлой весной, было занято несколько детей, в том числе мальчик-аутист. Его мама потом рассказывала, что для сына кукольный театр принёс настолько сильные впечатления, что он всем – знакомым и незнакомым – рассказывал, как он играл Медведя!
...Через год Аллочка Беленькая-Кощеева пойдёт в школу. Лена надеется, что в обычную общеобразовательную школу. Конечно, её как мать немного настораживает, не будет ли чувствовать себя Алла среди физически здоровых сверстников ущемлённой. Впрочем, это можно преодолеть, тем более что у её дочери есть удивительное свойство – она умеет находить контакт и со взрослыми, и с детьми. Даже самые задиристые, готовые обидно посмеяться над ней, вскоре помогают ей надеть кофточку или сойти с лестницы. Да и мама готова настойчиво вести «разъяснительную работу» среди родителей будущих одноклассников.
Пугает Лену другое: будет ли физически успевать её дочь за учебным процессом. Поэтому вновь женщина возвращается к мысли о протезах. Не простых, а биопротезах. Этой осенью Лена и Аллочка поедут в Санк-Петербург на консультацию к самым лучшим в стране детским хирургам-ортопедам. Если те скажут, что биопротезы возможны, то надо будет собрать немыслимую для их семьи сумму – полтора миллиона. Но Лена не думает опускать руки.
– Обращусь через Интернет и через все возможные каналы к добрым людям. Буду собирать деньги. Если понадобится поездка к специалистам в Германию, и на это буду искать средства, – говорит, как клянётся, она.
Недавно Лена сочинила в честь своей дочери песенку, в которой есть такие слова:
«В маленьких руках будет оживать Куколка-марионетка.
Сможет она петь, сможет танцевать Рядышком с тобою, детка.
И мне самой не верится,
Что я теперь волшебница
И к сказке я любой
Найду свой ключик золотой».
Лена мечтает, что эту песенку споёт солист какой-нибудь детской вокальной студии Барнаула. И под неё на сцене будут танцевать дети и куклы. Классный номер получится!
Смотрите также:
- Театр Аллочки Беленькой. Девочка без рук управляет куклами-марионетками (28.09.2013) →
- В Барнауле открылась выставка работ девочки без рук Аллы Кощеевой →
- Доброта-это счастье. Детские критерии доброты просты и понятны →