Путь-история. О «Царице ваз» и увлекательной экспедиции в ХIХ век

Туда, где алтайские камнерезы в ХIХ веке изготовили уникальную вазу, до сих пор считающуюся крупнейшей в мире вазой из твёрдого камня.

   
   

Экспедиция была посвящена 170-летию создания знаменитой «Царицы ваз», отмечаемому в этом году (см. «АиФ-Алтай», № 5, «Верноподданная её Величества»). Организаторами выступили краевое Управление по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов и Алтайтурцентр.

170 лет Царице ваз: Непростой путь в Петербург >>

По следам гужевых повозок

Вот какая запись есть в скрижалях 1843 года:

– Колоссальная чаша есть чудесное произведение, может быть единственное во всём свете, должна обратить особенное внимание, как в самой изящности отделки оной и по редкой величине камня, превосходящей все доныне доставлявшиеся к Высочайшему Двору в этом роде вещи, так и по чрезвычайным затруднениям, сопряжённым с благополучною доставкой без малейшего повреждения столь дальним путём…

«Общности» транспортировки тысячепудового ценного груза в Санкт-Петербург известны многим. Как минимум, про полгода пути – по земле и ледовым переправам в санях-»вагонах», запряжённых полутора сотнями лошадей; по воде – на судах с казённым грузом. У участников же прошедшей экспедиции – учёных, журналистов, представителей туротрасли края – была более «скромная» задача. За три дня – не на гужевом транспорте и налегке! – проехать по алтайскому отрезку пути следования «Царицы ваз».

Благо, что историки и краеведы давно уже установили приблизительный маршрут доставки как «сырья» для неё (монолитной глыбы яшмы) на Колыванскую шлифовальную фабрику, так и обоза с готовыми частями вазы в Барнаул. Во время путешествия экспертам было предложено оценить возможность создания в регионе нового туристического маршрута – имени и памяти Колоссальной вазы, навечно «прописанной» в Государственном Эрмитаже, культурных энциклопедиях всего мира и на гербе Алтайского края.

   
   

Только у нас!

Главное наблюдение экспедиции: во всех «экспедиционных» местах (а это шесть районов края и Змеиногорск) бережно хранят и вдумчиво исследуют «местную» историю. В т. ч. те страницы, связанные с «рудознатной» летописью Алтая. То есть туристам точно есть о чём рассказать и что показать.

К примеру, место переправы старого Змеиногорского тракта через р. Алей в селе Чистюнька Топчихинского района, где определённо везли вазу. Или памятный знак Демидовской рудовозной дороге, установленный неподалёку от одного из старейших сёл края Калмыцкие мысы, на границе Поспелихинского и Курьинских районов. Не говоря уж о краеведческих музеях, Музее истории развития горного производства имени Акинфия Демидова (Змеиногорск) и Колыванском музее истории камнерезного дела на Алтае (с. Колывань)!

И тем более «колыбели» самой знаменитой вазы мира и ещё сотен музейно-коллекционных экспонатов – бывшей Колоссальной шлифовальной фабрике, а ныне Колыванский камнерезный завод имени И.И. Ползунова! Это, к слову сказать, единственный действующий в России памятник промышленного производства (с 1999 г. – государственное унитарное предприятие в составе «Алтайавтодора», – прим. ред.).

«Особинкой» на маршруте стоит Ревнёвское месторождение, где был добыт 10-тонный монолит зелёноволнистой яшмы для «Царицы ваз». Оно уникально, ибо яшмы с таким рисунком больше не встречается нигде, и оно затеряно в удивительном красоты месте. До Ревнёвской каменоломни, открытой в 1789 году, сегодня можно добраться только через посёлок Лазурка, пересев там на «всепроходимый» транспорт. Но это не проблема, было бы желание прикоснуться – причём в буквальном смысле, к истории.

Продолжение обязательно

Если говорить о желании, то общение участников экспедиции с местными властями, музейными работниками, краеведами-энтузиастами и «простыми» жителями показало, что все они заинтересованы в появлении такого маршрута. Ход их мыслей вряд ли требует «расшифровки». В притоке путешественников, особенно организованных групп; развитии исторических и культурологических объектов, сопутствующего мелкого и среднего бизнеса заинтересованы как в Топчихинском и Поспелихинском районах, где туризм пока не развит, так и в Курье и Колывани, уже довольно известных путешественникам.

Но одного желания, пусть и помноженного на безграничное радушие, мало. Помимо «объектов» показа и таких фанатов-рассказчиков как, к примеру, Сергей Поздин (краевед, директор Топчихинского районного музея), Алексей Малыхин (глава сельсовета Калмыцких Мыс), Ольга Панина и Валентина Смирнова (директора Колыванского музея камнерезного дела и Музея им. А.Демидова), нужны места размещения, точки общепита и многое другое. Тут, конечно, есть повод для обсуждения для всех, что называется, заинтересованных лиц.

Включая вопрос, что первично – готовность районов «вкладываться» в развитие сферы под потенциальный маршрут или «административное» решение о его открытии, под которое уже «подтянутся» местные предприниматели и, возможно, другие инвесторы. Но завершением автомобильной исследовательской экспедиции тема историко-познавательного путешествия по следам самого известного творения колыванских мастеров и не «закрыта». Как и не исчерпаны мероприятия, посвящённые 170-летию создания «Царицы ваз», юбилей которой отмечался 25 августа на территории Колыванского завода одновременно с 285-летием села Колывань.

Цифры

Высота «Царицы ваз» с пьедесталом составляет 2,57 м, а большой диаметр – 5,4 м.

А ещё:

  • 12 лет (1831-1843 г. г.) ушло на её создание;
  • на изготовление вазы и её доставку в Санкт-Петербург Кабинет Ея Величества потратил «30284 рубли 43 копейки серебром»;
  • почти тысячу километров проехали 36 участников исследовательской экспедиции;
  • билет в Музей истории горного производства им. А. Демидова стоит: 15 рублей для детей, 20 руб. – для взрослых.

Смотрите также: