Травмы уносят молодые жизни!

Фото: АИФ

Почему это происходит, можно ли как-то повлиять на ситуацию и что нужно, чтобы серьезно травмированные люди получили шанс вернуться к нормальной жизни – об этом и многом другом мы говорили с заведующим Краевым Центром тяжелой сочетанной травмы КГУЗ «Городская больница №1 г. Барнаула» Анатолием Бондаренко.    
   

Всему виной свобода?

– Почему пик тяжелых травм приходится на лето?

– Основные проблемы – падения с высоты и автодорожные травмы.

Люди летом начинают вести более свободный образ жизни: открывают окна, выходят курить и пить пиво на балконы, падают, разбиваются. С наступлением тепла увеличивается поток транспорта, на дороги после зимы выходит старый парк машин, дети на каникулах остаются без присмотра, предоставленные сами себе они бродят без родителей по улицам с утра до вечера – вот вам и падения из окон, с горок, попадания под машины и другие травмы.

Мы провели исследование и пришли к выводу: пик детских травм происходит в июне – когда дети уже закончили учиться и еще не в лагерях, и в августе, когда уже не в лагерях и еще полно времени до школы, и они начинают «болтаться»…

Я говорю не просто про травмы, когда ребенок коленки расшиб, я говорю про тяжелые травмы с угрозой для жизни – таких детей примерно 60 в год мы имеем. Часть из них погибает на месте происшествия.

   
   

В основном страдают подростки (поскольку они более свободны, самостоятельны) и в большинстве своем от автодорожных травм – падений с высоты, спортивных, криминальных и других травм относительно немного.

Проблемы немедицинские…

– По вашим наблюдениям, в чем дело? Они перебегают, не глядя, дорогу или их не пропускают на «зебре»?...

– Тут целый комплекс причин. Парк машин растет, какие дороги у нас – сами знаете, как экзамены на права в ГАИ сдаются – тоже знаете, многие водители всю зиму не ездят, потому что автомобиль старый, теряют навык; техосмотр формально проводится, машины в большинстве своем у нас не только старые, но и праворукие,– отсюда частые лобовые столкновения тяжелые.

Как можно по узкой дороге ездить на праворуких машинах? Абсурд. Со светофорами – беда...

В прошлом году к нам приезжали питерцы, были поражены, увидев такое число тяжелых травм с множественными переломами. Они присутствовали на обходе, мы им показали людей, у которых сломаны оба бедра, обе голени, которые получили помощь и могут ходить – они такого давно не видели.

Вот я был в Праге, в Швейцарии – у них просто нет таких травм, потому что дороги хорошие, лобового столкновения просто быть не может.

Это все вопросы не медицины, это все социальные вопросы, которые пока, к сожалению, у нас не решаются.

– Наверное, не стоит со счетов скидывать и культуру поведения на дороге…

– Да, культура низкая у нас. Вот, допустим, в Швейцарии я только подхожу к дороге, смотрю на нее, и все водители тормозят. Каждый думает, а вдруг мне пришла мысль перейти дорогу, и он меня собьет, поэтому пропускает.

Это культура. У нас как люди травмируются? Человек подходит к переходу – один водитель его видит и притормаживает, тогда пешеход идет, но второй водитель видит, что переход, и все равно летит и сбивает человека. Это нормально?

«Недожитая жизнь»

– Недаром у нас травмы на третьем месте среди причин смертности населения…

– Не согласен, значение травм недооценено. Вот говорят, что основные наши проблемы – сердечно-сосудистые заболевания и онкология, а травмы на третьем месте. На них обращают внимание постольку-поскольку. В основном говорят: вот мы стентирование делаем, в онкологии что-то там внедряем… Это все хорошо. Но пока не решена проблема травмы, не надо заниматься такими углубленными вещами.

– Это почему?

– Сердечно-сосудистые заболевания, онкология – это все проблемы пожилого возраста.

– Но говорят же, что эти болезни молодеют…

– Это все разговоры, лишь бы к себе внимание привлечь, эти болезни и раньше у молодых встречались.

Онкология – это проблема пожилых людей. Даже есть пословица: каждый человек умрет от рака, но не каждый доживет до своего рака. Если брать статистику, то на онкозаболевания в молодом возрасте придется 1%, а 99% – на возраст после 50 лет. Понимаете? То же самое и сердечно-сосудистые проблемы.

Поэтому на Западе эти заболевания рассматриваются как естественные причины увядания организма. И статистика у них ведется не так, как у нас.

У нас по статистике на первом месте сердечно-сосудистые заболевания, потому что умерло от них 70% населения, на втором месте рак, потому что от него умерло 25%, на третьем месте – травмы. Остальное – мелочи.

Вот умирает в 90 лет человек от сердечной недостаточности, и его смерть попадет в статистику смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. На Западе считается иначе, там считаются годы «недожитой жизни».

Берется средняя продолжительность жизни, допустим, у нас 65 лет. А дальше смотрят, в каком возрасте умирает человек от сердечно-сосудистого заболевания – чаще всего, в 60 лет. Итого – 5 лет недожитой жизни.

Дальше 5 лет умножается на число умерших – получается какая-то цифра. Например, допустим, что 50% смертей – от сердечно-сосудистых заболеваний, 30% – от раков, 20% – от травм. И вот мы умножаем пять лет недожитых на 50 (это я вам грубо говорю) – получается 250 годиков не дожили люди.

А теперь мы берем эти 20% человек, что умерли от травм, среди них и ребеночек 10 лет, которого сбила машина наповал – он не дожил 55 лет. Средний возраст гибели от травм в Алтайском крае 40 лет, то есть – срок недожития – 25 лет умножаем на 20. получаем 500! Есть разница между 250 и 500?

А что такое годы недожитой жизни? Если это молодая девушка, то она не родила детей – страдает прирост населения, она не работала – страдает экономика, она не принесла никакой пользы, с ее гибелью скрылся весь потенциал, который она должна была реализовать.

Разве можно это сравнивать со смертями пожилых людей от сердечно-сосудистых заболеваний?

– Да, абсурдный подход к расстановке приоритетов…

– Меня это почему будоражит? Был человек нормальный, получил травму. Есть возможности вернуть его к нормальной жизни – за границей. Там есть специализированные травмоцентры, где сосредоточены службы: травматология, нейрохирургия, внутренняя хирургия, грудная хирургия...

И в Бельгии, Франции, Германии человек после травмы в течение 40 минут оказывается в таком травмоцентре. У нас этого нет. Очень хотелось бы, чтобы наши власти все же обратили внимание на эту проблему…

К слову

Вечером 15 апреля барнаульская семья прогуливалась по аллее на ул. Г. Исакова.

Ребенок катался на самокате, и взрослые не заметили, что он очень близко подъехал к автомобильному развороту. Мальчишка или заигрался, или просто не смог вовремя остановить свой самокат. Он выехал на разворот прямо под колеса поворачивавшей иномарке.

За рулем оказался неопытный водитель – парень 1993 г. р., он не сумел предотвратить ДТП. В результате был причинен тяжкий вред здоровью ребенка, а именно сотрясение головного мозга и закрытый перелом бедра.

Другой случай, когда родительский недосмотр совпал с водительской халатностью, произошел 14 марта. Мужчина 1982 г.р. приехал в Барнаул на один день – по делам из деревни.

Управляя автомобилем «ВАЗ», мужчина ехал по ул. Попова. В это время семья из трех человек собиралась переходить дорогу по пешеходному переходу. Неожиданно пятилетний ребенок вырвался из рук держащей его матери и побежал вперед по «зебре». Нежелание водителя притормозить и пропустить пешеходов обернулось трагедией.

Ребенок получил тяжкий вред здоровью в виде перелома ноги. В отношении водителя возбуждено уголовное дело.

– В обоих случаях вина водителей усматривается, и нарушившие ПДД владельцы автомобилей, конечно, ответят перед законом, но здоровье, а иногда и жизнь ребенку этим не вернешь, – говорит пресс-секретарь УМВД России по г. Барнаулу Александра Захарова. – Уважаемые родители, следите за своими малышами, контролируйте их действия, когда рядом проезжая часть. В отличие от взрослых, разыгравшийся ребенок не способен объективно оценить опасность ситуации.

Справка

В Алтайском крае, занимающем первое место в Сибири и третье в России по протяженности автомобильных дорог, проблема обеспечения безопасности дорожного движения с каждым годом обостряется.

Ежегодно на дорогах края происходит более 3500 ДТП, в которых погибают более 400 человек. Большинство из них трудоспособного возраста, имеют высокий уровень образования и профессиональной квалификации.

Еще около 4000 человек получают травмы различной степени тяжести, и, зачастую, становятся инвалидами. За последние 5 лет на Алтае в ДТП пострадали 2200 детей, 95 из них погибли.

Среди повреждений, полученных в ДТП, преобладают сочетанные, множественные и несовместимые с жизнью травмы: черепно-мозговые травмы, травмы опорно-двигательного аппарата, повреждения органов брюшной и грудной полости.

Повреждения, не диагностированные на догоспитальном этапе, в последующем могут стать причиной угрожающих жизни состояний вплоть до летального исхода.

Особую озабоченность вызывают дорожно-транспортные происшествия, отнесенные к чрезвычайным ситуациям (с 10 и более пострадавшими либо 2 и более погибшими).

За последние 5 лет в крае произошло 190 ДТП, которые отнесены к чрезвычайным ситуациям и в которых пострадали 876 человек, из них 91 ребенок, погибли 482 человека, из них 43 ребенка.

Среди автотрасс края первое место по числу ДТП занимает федеральная автомобильная дорога Р-256 – Чуйский тракт. Летом по ней за сутки проезжает более 50 тыс. машин!

Стоит ли говорить, что с развитием в крае «особых» – экономической и игорной – зон количество транспортного потока будет возрастать?...

 

Смотрите также: